На главную страницу
 
Головна
Про нас
Новини
Обговорення
Оголошення
База знань
Пошук
Карта сайту
Коментарі
Інтерв'ю
Аналітика
Рейтинги
Поиск по сайту

Обговорення / Інтерв'ю / Iнтерв'ю

Дмитрий Гончаров: ?Во время моей работы в этом банке, никаких конвертационных схем не было?

Версия для печати Версия для печати
26.05.2009 

Дмитрий Гончаров, миноритарный акционер банка «Европейский» и совладелец финансовой группы «Страховые традиции» рассказал, из-за чего у него возник конфликт с мажоритарным акционером «Европейского» и опроверг информацию о том, что страховая компания «Страховые традиции» находится на грани банкротства.

Дмитрий Владимирович, скажите, какой долей акций в банке «Европейский» вы владеете?

Лично у меня не более 1% акций этого банка. Если же объединить вместе акции мои, моей супруги и компании «Страховые традиции», то в общей сложности мы владеем 5% акций.

Кто сегодня является основными акционерами банка «Европейский»?

Де-факто владельцем банка «Европейский» на момент моего выхода из него (Дмитрий Гончаров до 2007 владел более 25% акций банка «Европейский». – «Дело») был Павел Борулько. Что сегодня там происходит – для меня это тайна, потому что я не владею внутренней информацией. Думаю, что он и остался.

Вы неоднократно заявляли, что решение мажоритарных акционеров присоединить к «Европейскому» банк «Национальный стандарт» нарушает права миноритариев. Чем именно?

Слияние двух банков, а тем более во время кризиса, а тем более проблемных – дело неоднозначное. Оно может иметь катастрофические последствия как для акционеров банков, так для клиентов банков.

Каждый акционер, покупая какие-то акции, четко представляет, куда он вкладывает деньги. А сейчас того бизнеса, в который я инвестировал, уже нет. Вместо этого, хотят сделать «два банка в одном», при этом моя доля уменьшится. Поэтому я и еще пять миноритарных акционеров «Европейского» предложили банку выкупить наши акции, причем, по закону «Об акционерных обществах» он обязан это сделать.

Но это перечит интересам мажоритариев. Вот они и приняли решение не платить. Пишут нам письма о том, что им НБУ запретил платить и что у них тяжелое финансовое положение. Мы подали иск в суд…

На кого конкретно? На Павла Борулько?

На банк. С требованием выкупить у нас наши акции либо отменить слияние. Суд пишет нам отписки по формальным признакам. Но мы будем подавать иски столько раз, сколько потребуется.

Еще мы обратились в НБУ с требованием отменить решение о слиянии. Написали такое же заявление в Госкомиссию по ценным бумагам. Пока ответа нет.

Спор на 20 миллионов гривен

А Вы не боитесь давления со стороны прокуратуры? Говорят, у Павла Борулько родственные связи с генпрокурором Александром Медведько. Кроме того, имя Павла Борулько, да и ваше тоже, упоминалось в связи с похищением и убийством полковника УБОП в Донецкой области Романа Ерохина в августе 2006 года…

Я в курсе, что жена Борулько дружит с супругой Александра Медведько. Я также в курсе того, что у него хорошие связи со многими влиятельными людьми. Боюсь ли я? Этот вопрос вызывает одно воспоминание: когда прокуратура расследовала убийство Романа Ерохина, я по этому делу проходил пострадавшим, потому что те же киллеры, которые убили Ерохина, готовились убить и меня. С тех пор я не боюсь. К тому же мы не пытаемся никого обмануть, мы судимся честно. И ждем ответа от НБУ.

Вы не пытались решить проблему, встретившись лично с Павлом Борулько. Вы с ним общались?

Нам не о чем говорить, кроме того, что он мне должен денег. В правилах хорошего тона должник инициирует встречи и предлагает пути решения вопросов.

Возможно, мажоритарные акционеры не хотят выкупать вашу долю из-за того, что вы заломили огромную цену за свои акции?

Мы просим заплатить по номинальной стоимости акций. Весь пакет к выкупу – это около 20 миллионов гривен.

В банки «Европейский» и «Национальный стандарт» введена временная администрация. По законодательству все полномочия перешли к временным администраторам. Возможно, следовало бы обратиться к ним с просьбой помочь разрешить спорную ситуацию…

Во-первых, в эти банки только недавно ввели временную администрацию, и для встречи еще не было времени. Во-вторых, временным администратором в банк «Национальный стандарт» назначен Георгий Шушпанов. Это директор компании «Европа-реестр», которая фактически держит реестры всех компаний Борулько. Человек Павла Борулько на 110%. О чем с ним можно говорить?

Зачем, по вашему мнению, принято решение о слиянии банков?

По-моему, объединение предусматривает непрозрачную схему то ли замещения активов, то ли изменения структуры активов. Как экономист, не вижу рационального зерна в объединении двух банков. «Европейский» достаточно розничный, открытый банк, со многими отделениями, а «Национальный стандарт» – это кэптивный, закрытый банк, с 3-4 филиалами. Слияние таких двух разных по бизнесу и развитию банков – бессмысленно.

Если сегодня есть проблемы у «Европейского», то чем ему поможет присоединение такого же неплатежеспособного банка «Национальный стандарт»? Только тем, что произойдет ликвидация самого «Национального стандарта». Вполне возможно, во время ликвидации из банка будут выведены какие-то средства, потом произойдет потеря документов и тогда уже никто ничего доказать не сможет.

Более того, невозможно провести слияние без затрат на услуги аудиторов, консультантов, юристов, регистраторов и многих других компетентных лиц. Они «съедят» ощутимую долю в расходах. Если у этих банков еще остался какой-то капитал, то, возможно, все эти услуги будут оплачены из него, то есть за счет акционеров. Но если у банков уже нет капитала, то за эти услуги будут расплачиваться деньгами вкладчиков…

Идея слияния банков не нова. Этот вопрос поднимался несколько лет назад, когда вы еще работали в банке «Европейский». Тогда у вас эта идея не вызывала возражений?

В свое время мы действительно хотели объединить «Европейский» с банком «Владимирский». Это было бы слияние двух здоровых и прибыльных банков. Но уже тогда, даже не смотря на наличие общих акционеров у банков и отсутствие кризисных явлений, мы поняли, что это слишком сложный и дорогостоящий процесс и отказались от слияния.

Дмитрий Владимирович, не могу не спросить. ГНАУ в 2007 году обнародовала информацию о том, что Павел Борулько с вашей помощью создал сеть банковских структур (к ним отнесли, в том числе, банки «Европейский» и «Национальный стандарт), специализирующихся на «отмывании» и «обналичке» денег?

Лично я могу говорить только о «Европейском». Во время моей работы в этом банке, никаких конвертационных схем не было. А в 2007 году, когда об этом заявил глава ГНАУ Анатолий Брезвин, я уже в этом банке не работал.

Но, насколько мне известно, банк «Европейский» никогда такими схемами не занимался. Я контактировал с председателем правления этого банка Владиславом Астапенко и я не верю, что он способен на такое. По всей вероятности, это неправдивая информация. Что было в других банках – не имею ни малейшего представления.

Банкротства «Страховых традиций» не будет

У нас есть информация, что жена Павла Борулько имела непосредственное отношение к вашей финансовой группе «Страховые традиции». Как обстоят дела сейчас?

На этапе зарождения этой группы, в 2002 году мы были достаточно близкими друзьями с Борулько, и бизнес у нас был совместным. Где-то учредителем была его жена, где-то моя, и так далее. Среди учредителей «Страховых традиций» тогда были жены Борулько, Гончарова, Прутника, Адамова и еще кто-то, уже не помню кто… Но все они вышли из этого бизнеса, и сегодня «Страховые традиции» контролирую я и мои партнеры.

Тогда объясните, что происходит в страховой компании «Страховые традиции»? Многие участники рынка говорят, что компания на грани банкротства, что у страховщика огромные убытки?

У компании могут быть убытки, но они не играют для нее ключевой роли. Учредители заранее их предусматривают, чтобы компания могла развиваться и в дальнейшем приносить прибыль. Но если компания съедает свой капитал, тогда это плохо.

У «Страховых традиций» на конец 2008 года был капитал более 50 миллионов гривен, а убытков – около 20 миллионов гривен. Неприятно, но не страшно. У компании есть собственный капитал и он достаточно стабилен, чтобы исключить вопросы банкротства.

Другой вопрос, что у компании есть вложения в недвижимость и ценные бумаги, а эти активы сегодня потеряли ликвидность, и не хватает живых денег, чтобы своевременно расплачиваться по обязательствам. Чтобы решить эту проблему мы недавно провели дополнительную эмиссию акций, увеличив уставный фонд на 50 миллионов гривен.

И как быстро теперь вы сможете рассчитаться с клиентами?

Не вижу сегодня задачи в скорости обслуживания. Хочу добиться его качества. Мы не можем спешить, а должны честно сказать клиентам: «Ребята, хотите быстрых выплат? Но для этого нам нужно продать часть активов – недвижимость, ценные бумаги – по бросовым ценам. Тогда выплаты будут мизерными. Так может быть лучше немного подождать, чтобы цена активов возросла, и компания могла нормально рассчитываться с вами?»

А между тем, говорят, что вы используете уловки в договорах, к примеру, фразы о грубой неосторожности водителя, чтобы вовсе не платить клиентам, попавшим в ДТП?

Это не уловки – это мировая практика. Те же фразы у нас есть в договорах перестрахования с крупнейшими мировыми перестраховщиками. Во всем мире к застрахованному имуществу относятся еще бережнее, чем к незастрахованному. Я бы хотел, чтобы страховщик со страхователем несли солидарную ответственность за имущество. А то часто бывает, что как только владелец авто застраховал свою машину, так сразу считает, что заботиться о ней не нужно: то бросает ее где попало, то забывает закрыть. Вот к этим мы и предъявляем претензии. А что касается тех, кто попал в ДТП, то формулировка «грубая небрежность» тут не используется.

В очередь на страховые выплаты – 1,5 тысячи клиентов

По данным журнала «Страховая справа» ваш страховой портфель в 2008 году на 95% состоял из транспортных рисков – КАСКО, ОСАГО, «Зеленая карта». Эксперты говорят, что сегодня это равно смертному приговору для компании. Что вы делаете, чтобы выровнять риски в портфеле?

Большой проблемы в этом не вижу. На Западе есть много компаний, у которых исключительным видом страхования являются транспортные риски. И они прибыльные. Портфель «Страховых традиций» в 2008 году был прибыльным. Только в конце года пошли убытки и причиной тому резкий рост курса доллара и, как следствие, стоимости ремонта. А сегодня к этому добавилась 13-процентная пошлина на все автозапчасти. Это тот риск, который в страховой компании не был застрахован. Сегодня мы выплачиваем больше, чем собираем и конечно долго в такой ситуации не протянем. Что произойдет быстрее – кончатся деньги или кончится кризис – посмотрим.

И когда, по-вашему, ситуация должна стабилизироваться?

Ситуация стабилизируется тогда, когда на рынке будет наведен порядок. И этот порядок должен быть наведен совместными действиями Госфинуслуг и страховщиков. Сегодня рынок реального страхования не страхует, а отбирает клиентов у конкурентов, по ходу стараясь утопить или очернить коллегу. Это касается группы из 50-100 компаний, которые занимаются реальным страхованием. Самая горячая новость здесь – у какой компании когда отберут лицензию и кто когда обанкротится.

Что касается остальных 300 страховщиков, то они занимаются околостраховыми услугами или как говорят, «схематозом». На «схемщиков», кстати, никто не жалуется, а чем больше реальных клиентов у компании, тем больше недовольных.

Тем не менее, ваша компания по жалобам «отличилась». Говорят, вы не только не платите, но даже не отвечаете клиентам!

Догадываюсь, откуда «растут ноги» у этих разговоров. Примерно, в январе мы уволили 300 из 800 сотрудников «Страховых традиций». И как раз в этот период у нас в день фиксировалось просто огромное количество звонков в колл-центры – не менее тысячи в день. Произошло наложение роста количества запросов от клиентов на звонки от недовольных уволенных сотрудников. Очередь по 20 человек «висела на телефонной трубке», мы не успевали отвечать. И тогда мы приняли непопулярное решение – заблокировали телефоны колл-центра, посчитав телефонное общение неэффективным до тех пор, пока не устраним ряд своих ошибок.

В течение 2-3 месяцев мы исправляли «пробелы» в системе урегулирования убытков, учетной системе, занимались обучением операторов колл-центра. Это было непросто сделать в такой тяжелый период, но мы справились. Поэтому думаю, именно ситуация отказа от телефонного общения с клиентами и могла вызвать слухи о якобы скором банкротстве «Страховых традиций».

Ну, и что вы теперь можете предложить своим клиентам, которые ждут выплат?

Нам нечего больше добавить, кроме того, что мы ищем деньги для выплат клиентам, а когда находим – платим. Мы не тратим деньги на себя и не проедаем резервы. Да, очередь клиентов у нас действительно есть – около 1,5 тысяч страховых дел. Мы не готовы сегодня выплатить всем единовременно, потому что дела не готовы – кто-то справки собирает, по какому-то делу экспертиза готовится. То есть, очередь не фиксированная – кто раньше соберет документы, тот и получит выплату раньше. На самом деле, мы работаем и платим постепенно. И жалоб на нас с учетом количества клиентов компании, немного.

Ну, не скажите. Говорят, в Госфинуслуг чуть ли не целый отдел занимается жалобами на «Страховые традиции»…

По моей информации, на нас в Комиссию поступило около сотни жалоб, это за весь кризисный период, то есть за восемь месяцев. Но ведь у нашей компании сто тысяч клиентов. Так что целому отделу заниматься нами нечего, потому что недовольных клиентов сравнительно немного. Знаете, можно хоть сегодня забрать лицензии у 50 реально работающих на рынке компаний, оставив только «схематоз». Тогда жалоб на страховщиков точно не будет.

Компания платит налоги с убытков

Вас не вызывали в Госфинуслуг, чтобы разобраться с проблемами и решить, что делать дальше?

Нет. Они там собирают круглые столы и общаются о высоких материях, но пока результатов работы не видно. Впрочем, не берусь судить их работу. «Страховые традиции» никуда не делись, ведут деятельность, но терпят убытки. При этом только за апрель мы уплатили 300 тысяч гривен налога. Скажите, пожалуйста, в какой стране бизнес платит налоги с убытков? И никто этой проблемой не занимается. Я считаю, что нужно не лишать пострадавшие от кризиса компании лицензий, а поддержать их, дать им ликвидность, как это делают власти других стран.

И все же, нам известно, что вы встречались с заместителем главы Госфинуслуг Сергеем Коренем…

Да. Но по своей инициативе, никто меня не вызывал. Я, как акционер страховой компании, хотел узнать, что Комиссия собирается делать, чтобы выровнять ситуацию на рынке. Я инвестировал в этот бизнес деньги и жду от него отдачи.

Дмитрий Гончаров

председатель набсовета Финансовой группы «Страховые традиции»

Родился в Донецке в 1967 году.

1986-1987 годы — служба в армии.

1991 год — окончил Донецкий институт советской торговли.

1998-2000 годы — начальник валютного отдела в банке «Донкредитинвест».

2000-2001 годы — начальник отдела валютных операций банка «Украина».

2001-2003 годы — зампредседателя, председатель правления инвесткомпании «Афина».

2003-2004 годы — член набсовета банка «Донеччина».

2004-2007 годы — председатель набсовета банка «Европейский».

С 2007 года — председатель набсовета ЗАО ФГ «Страховые традиции».

Любитель автострахования

фг «Страховые традиции» включает рисковую компанию «Страховые традиции», лайфовую «Страховые традиции-Жизнь», лизинговую «Бест Лизинг Компании» и автосервис «Европаавтогрупп». По итогам 2008-го года активы страховой компании «Страховые традиции» составляли 192 млн. грн., компания входит в топ-10 страховщиков автомобильных рисков.

Банки с временными администрациями

Банк «Европейский» основан в 1993 году. По данным НБУ, на начало марта 2009 года активы финучреждения составляли 2,4 млрд. грн., собственный капитал — 292,7 млн. грн., обязательства перед физлицами — 649,4 млн. грн.

Банк «Национальный стандарт» (ранее — банк «Славутич») основан в 1992 году. На начало апреля активы финучреждения составляли 1,3 млрд. грн., собственный капитал — 100,3 млн. грн., средства физлиц — 143,2 млн. грн. В начале марта банки сообщили о намерении присоединить «Национальный стандарт» к банку «Европейский». В середине мая в оба финучреждения одновременно была введена временная администрация сроком на год.

Автор:  Татьяна Павлюченко
Источник:  Портал «Дело»
URL интервью:  http://delo.ua/news/106767/

«« Вернуться на первую страницу раздела



Адміністрація сайту не завжди поділяє думку авторів чиї статті розміщені на ресурсі.
При використанні матеріалів сайту гіперпосилання www.insurancebiz.org обов'язкове.
© 2006-2024 Асоціація Страховий Бізнес