На главную страницу
 
Головна
Про нас
Новини
Обговорення
База знань
Довідники
Пошук
Карта сайту
Новини автоцивілки
Призначення і відставки
Злиття та поглинання
Новини законодавства
Новини медстрахування
Ексклюзив від АСБ
Новини НБУ
Корпоративні новини
Банківські новини
Поиск по сайту

Новини / Новини НБУ / Новини НБУ

Двуглавый надзор НБУ. Украинцы получили страховку от банкопада, а банки – "папу" и "маму"

Версия для печати Версия для печати
14.11.2022 

В результате реформы НБУ банковский надзор разделили между двумя кураторами. У Рожковой есть все шансы победить ставленника Офиса президента и "подмять" надзор под себя

Отныне украинские банки получили "папу" и "маму" от Национального банка, которыми стали два куратора НБУ – Дмитрий Олейник и Катерина Рожкова. Вероятность повторения падения Мегабанка и банка "Сич", которых вывели на основе односторонних определений бывшего куратора надзора Ярослава Матузки, резко падает, и вклады украинцев более надежно защищены от банкопада.

Разделение полномочий

На прошлой неделе глава Национального банка Андрей Пышный перераспределил полномочия среди членов правления НБУ. По сути, изменений в структуре НБУ всего четыре:

  • финансово-административный и операционный блок, которым ранее заведовала первый заместитель главы НБУ Катерина Рожкова, передан замглавы НБУ Ярославу Матузке;
  • надзорный блок ("пруденциальный") из ведения Матузки передали новому, недавно назначенному заместителю главы НБУ Дмитрию Олейнику, "прибывшему" из Офиса президента;
  • создается новый блок "финансовая стабильность", который передается Рожковой;
  • в "общий блок", который достался Пышному от бывшего главы НБУ Кирилла Шевченко, добавился еще один департамент стратегии и развития.

Надзор в "хорошие руки"

Надзор традиционно считается "кормушкой" в Национальном банке, поэтому с этой точки зрения весьма логичным является то, что его забрали у Матузки – "правой руки" экс-главы НБУ Кирилла Шевченко, который находится в бегах от правосудия, и передали к назначенцу Офиса президента и одновременно бывшему коллеге Пышного по Ощадбанку Дмитрию Олейнику.

В то же время Матузку перевели в "опалу", где два года находилась второе лицо в НБУ Катерина Рожкова – руководить "административным блоком", то есть "дворниками, бухгалтерами и пенсионным фондом НБУ".

Отвечая на пресс-брифинге на вопрос журналистов, с чем связаны такие изменения, в том числе жесткое понижение "статуса" Матузки, Пышный ответил буквально следующее.

Мне кажется, мы убрали из того внутреннего распределения зон ответственности между членами правления те неуместности, которые мы там увидели. Да, собственно, которые видели все вы. Про которые не один раз писали. Кроме того, такое разделение, по моему мнению, с которым согласились члены правления, соответствует в том числе и уровню специализации, и профессиональному уровню членов правления. Дайте нам немного времени, и я думаю, рынок сможет оценить эффективность наших решений. Если чего-то будет не хватать – добавим. Если что-то не будет работать – изменим, – объяснил глава НБУ.

Блок Рожковой

Отдельный важный момент – создание нового блока "финансовой стабильности", которого раньше не было, переданного под руководство первому зампреду НБУ. В него входят три подразделения: департамент финансовой стабильности, департаменты банковской и небанковской методологии. На сайте НБУ сообщается, что при его создании использован опыт Банка Англии, хотя очень часто подобные отсылки НБУ к мировой практике являются обычными "мантрами",

Это одновременно и хороший маркетинговый ход. Как говорится, заякорить" происхождение новой структуры от Банка Англии, респектабельного института. И одновременно не очень хороший ход, потому что если разбираться более подробно, то общего там немного. По большому счету, общее лишь то, что есть отдельный блок "Финансовая стабильность" с профильным заместителем председателя. Все остальное совсем не так. И распределение полномочий, и функциональное подчинение почти полностью другое, чем сейчас у НБУ", – отмечает ассоциированный эксперт CASE Украина, бывший заместитель директора департамента финансовой стабильности НБУ Евгений Дубогрыз.

В то же время в самом НБУ полагают, что при такой реформе действительно взят за основу опыт Банка Англии, и проект ее задумывался уже давно.

Это очень старая идея – создать такую вертикаль, в которую объединить финстаб и всю методологию. Пожалуй, еще в 2015 году. С ней носился Сологуб (бывший член правления Дмитрий Сологуб – ред.), он же отвечал за блок, где была финстабильность и небанковская методология. Он настаивал на том, чтобы выделить их в отдельный блок., – рассказал UBR.ua источник в НБУ.

Два надзора

Пожалуй, главным следствием создания "блока Рожковой" является тот факт, что блок банковского надзора потерял такое ключевое подразделение, как департамент финансовой стабильности (финстаб), что имеет далекоидущие последствия. Дело в том, что пруденциальный блок (надзор) имеет две составляющих – макропруденцальный (большой надзор) и микропруденциальный (малый надзор). Первый представляет финстаб, а второй – департамент банковского надзора.

Забрав у надзора финстаб, Катерина Рожкова фактически получает под свой контроль "большой надзор", отняв половину функций у "комиссара с Банковой" Дмитрия Олейника. Причем в данном случае финстаб становится основным надзорным департаментом, а сама Рожкова получает все возможности, чтобы контролировать вообще весь банковский надзор в НБУ.

По сути, широкий мандат финстабильности" позволяет лезть в "надзор". Особенно когда в банковском надзоре специалисты не очень. То есть финстаб, который отвечает за стресс-тесты банков – это "управитель", а департамент банковского надзора – "исполнитель" в этой связке", – рассказали UBR.ua в НБУ.

В бытность куратором надзора, еще до Матузки, Рожкова использовала такие возможности финстаба, чтобы контролировать банковский надзор, рассказывает собеседник в НБУ.

Папа и "мама"

Фактически на сегодняшний день для банков будет два куратора банковского надзора – Дмитрий Олейник и Катерина Рожкова. В то время, как главой надзорного комитета НБУ и формальный надзорным куратором является Олейник, Рожкова имеет реальную власть над банковским надзором НБУ.

Наличие двух "родителей" у банков позволит снизить их зависимость от одного куратора НБУ, что всегда было основой злоупотреблений. В то же время оба куратора будут друг за другом "присматривать", так же как и их департаменты внимательно выискать ошибки и злоупотребления у "конкурента".

Так, основным контролером для банков остается департамент банковского надзора. Но создать выдуманные проблемы для банков, как это не раз бывало, он не сможет без "помощи" финстаба. По сути, два различных куратора позволяют банкам, которые считают, что стали жертвой злоупотреблений чиновников, надеяться на апелляцию "мамы" или, наоборот, "папы".

Выигрывают и рядовые граждане и предприниматели, которые держат вклады в банках. Ведь снижается вероятность повторения скандальных историй с выводом Мегабанка и банка "Сич", которые оставили много вопросов. А значит, растут и гарантии сохранности вкладов как физических лиц, которые имеют 100-процентные гарантии только во время войны, так и юрлиц, таких гарантий не имеющих.

Источник:  UBR
URL новости:  https://ubr.ua/finances/banking-sector/dvuglavyj-nadzor-nbu-ukraintsy-poluchili-strahovku-ot-bankopada

«« Вернуться на первую страницу раздела



Адміністрація сайту не завжди поділяє думку авторів чиї статті розміщені на ресурсі.
При використанні матеріалів сайту гіперпосилання www.insurancebiz.org обов'язкове.
© 2006-2024 Асоціація Страховий Бізнес