На главную страницу Ассоциация Страховой бизнес (АСБ)

Жизнь продолжается


04.06.2009 

Кризис вынудил лайфовых страховщиков вступить в конкуренцию с рисковыми компаниями. Чтобы нарастить продажи, страховщики жизни отказываются от длинных накопительных программ, предлагая клиентам дешевые рисковые полисы. Кроме того, практически все компании готовы пересматривать условия договоров в пользу клиентов, предоставляя отсрочки при уплате премий, уменьшая страховые суммы и размеры ежегодных взносов. Но, как считают эксперты, даже такие меры в нынешнем году не удержат рынок, а его объем может снизиться на треть.

Рынок страхования жизни переживает не лучшие времена. По предварительным данным Госкомиссии по регулированию рынков финуслуг, объемы платежей по лайфовому страхованию в I квартале упали на 23% – до 177,88 млн грн. Для сравнения: за три месяца прошлого года объем этого рынка вырос на 72% и достиг 232,7 млн грн. Рост безработицы и снижение доходов граждан не способствуют продвижению страховых продуктов. Продажи новых полисов у многих компаний упали на 30-40%. По статистике, количество досрочных расторжений договоров и неуплаты премий среди физлиц за кризисный период в среднем возросло на 20-30%. Еще хуже обстоят дела в корпоративном сегменте. «Компании раньше почувствовали влияние кризиса, чем население. Украинский реальный сектор очень зависим от кредитования. Когда банки перестали выдавать займы, у предприятий возник острый дефицит ресурсов. Разумеется, им сейчас не до страхования – останавливаются платежи по действующим договорам, замораживаются потенциальные проекты, откладываются планы по заключению новых договоров»,– говорит национальный менеджер Grawe Group в Украине Роман Дэнис.

Впрочем, доля корпоративного лайфа в общем объеме рынка и в предыдущие годы была невелика. По оценкам экспертов, к концу 2008 года на юридические лица приходилось не более 20% от общего объема платежей. В нынешнем году этот показатель может упасть чуть ли не вдвое. «Кризис повлек за собой повальное сокращение социальных программ на предприятиях»,– констатирует председатель правления СК «Блакитный полис» Анатолий Лазоренко. «Новые договоры с юридическими лицами сейчас практически не заключаются»,– подтверждает председатель правления СК «ПРОСТО-страхование. Жизнь и пенсия» Галина Третьякова. Кроме того, предприятия, купившие лайфовые договоры в докризисные времена, сейчас стараются облегчить бремя платежей, переложив часть затрат на страхование на плечи самих сотрудников. «В ближайшее время предприятия будут урезать социальные пакеты сотрудников и переходить к модели оплаты взносов за счет самих работников»,– прогнозирует генеральный директор СК «PZU Украина Страхование жизни» Камиль Гурецкий.

Чтобы не растерять клиентский портфель, страховщики идут на всевозможные уступки. Практически все компании готовы предоставлять клиентам отсрочки при уплате премий, рассрочку платежей, пересматривать условия договоров, уменьшая страховые суммы и размеры ежегодных взносов. «В случае необходимости мы даем клиентам финансовые каникулы на полгода, год и т.д. При этом компания переоформляет договор, пересчитывая страховую сумму и размер ежегодных платежей. Действие покрытия на время финансовых каникул может быть приостановлено. А когда ситуация на предприятии стабилизируется, оно может возобновить действие договора в любой момент в прежних объемах»,– отмечает госпожа Третьякова. Еще одним способом демонстрации страховщиками лояльности по отношению к клиентам является практика минимизации штрафных санкций за досрочное расторжение договора. «Мы предусмотрели в договорах возможность получения выкупной суммы уже в первый год действия полиса, тогда как обычные условия долгосрочного страхования оговаривают такую возможность лишь через два-три года после заключения договора»,– говорит руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами СК «Оранта-Жизнь» Дмитрий Нестеров.

Пересмотр подходов

Поощрять энтузиазм клиентов за счет снижения цен на услуги лайфовые компании не могут. «Накопительные программы, такие как 'золотые наручники', сейчас и так продаются страховщиками по минимальной цене. Накладные расходы компании, заложенные в таких продуктах, не превышают 8-10%»,– уверяет Галина Третьякова. Удешевлять программы за счет сокращения опций также нецелесообразно. Подавляющее большинство покрытий, приобретаемых предприятиями, включает всего два риска: смерть по любой причине и дожитие застрахованного до истечения срока договора. Популярность расширенных полисов, предусматривающих риски несчастного случая или инвалидности, среди работодателей гораздо ниже. Да и отказ от таких «изысков» не дает существенной экономии: наибольший удельный вес в структуре платежа по долгосрочным договорам приходится на накопительную составляющую. В результате лайфовые страховщики вынуждены откладывать продвижение длинных накопительных программ до лучших времен. «С начала года мы пересмотрели подход к корпоративному страхованию. Мы отошли от дорогих программ социального обеспечения и разработали узкоспециализированные продукты, направленные на решение конкретных задач предприятий»,– рассказывает первый заместитель председателя правления СК «Оранта-Жизнь» Наталья Эннс. Большинство компаний сейчас делает ставку на продажу «коротких» полисов, пытаясь отбить клиентов у классических страховщиков. Ассортимент таких продуктов довольно обширный. Договоры могут включать риск наступления критических заболеваний, инвалидности, смерти по любой причине или классический «несчастный случай», который раньше продавали в основном рисковые СК. Но и их реализация пока что продвигается «со скрипом». Ведь согласно налоговому законодательству платежи по рисковым договорам (на срок менее десяти лет) предприятия должны оплачивать из прибыли. А в нынешних условиях корпоративным клиентам это не выгодно.

Еще одной «фишкой» лайфового рынка в этом году могут стать продукты, альтернативные добровольному медицинскому страхованию. Страховщики жизни работают над созданием накопительных медицинских программ, предусматривающих медицинское сопровождение (включая оплату скорой помощи, пребывание застрахованных в стационаре, оплату операций, реабилитационного периода) на протяжении пяти-десяти лет. А вот с продажами программ инвестиционного страхования, которые СК намеревались вывести на рынок в начале этого года, страховщикам придется повременить. В условиях стагнации и непредсказуемости ситуации на фондовом рынке продукты unit-linked, очевидно, окажутся невостребованными.

В ожидании стимулирования

По прогнозам экспертов, в нынешнем году лайфовый рынок может потерять до трети от своего прошлогоднего объема. Поддержать отрасль могло бы принятие ряда законодательных норм, в частности налоговых. «Если бы удалось добиться разрешения относить взносы по рисковым договорам страхования на валовые затраты предприятий, а также отмены 15-процентного налога на страховые выплаты, ситуация в корпоративном сегменте страхования жизни стала бы быстро улучшаться. Например, в Польше прибыль от банковских депозитов облагается 19% подоходного налога, а доход по накоплениям в страховании жизни был освобожден от налогообложения. Это стимулировало людей вкладывать деньги именно в страхование жизни, что позволило отрасли быстро развиваться»,– констатирует господин Гурецкий.

Еще одним стимулом для развития рынка может стать принятие закона об обязательном медицинском страховании или старт пенсионной реформы. «Страховщикам жизни необходима поддержка государства. Их нужно допустить к обязательным видам страхования, как это делается во всем мире. Власть должна понять, что лайфовые СК можно и нужно использовать для осуществления социальной политики государства»,– говорит госпожа Третьякова. Однако надежда на принятие соответствующих законов весьма призрачна. «Думаю, в нынешней ситуации страховщикам не стоит рассчитывать на участие в пенсионной реформе. Скорее всего, ее начало будет отложено еще на два-три года»,– полагает глава Госфинуслуг Виктор Суслов. Довольно пессимистически эксперты относятся и к перспективам принятия закона об обязательном медицинском страховании: на протяжении нескольких последних лет парламентарии успели отвергнуть не один десяток законопроектов.

Однако страховщики не теряют оптимизма. «Сотрудники, которые продолжают работать на предприятиях в сложных рыночных условиях, являются ключевыми. Следовательно, работодателям будет важно предложить им привлекательные условия трудоустройства, удержать от возможного ухода из компании. Кроме того, внедрение программ корпоративного страхования сотрудников позволяет компаниям оптимизировать расходы при помощи льготы в налогообложении. Этот факт особенно важен в период, когда у юридических лиц каждая копейка на счету»,– уверена Наталья Эннс. Впрочем, скептически настроенные участники рынка считают, что в нынешнем году инструменты налоговой оптимизации едва ли заинтересуют предприятия, большинство из которых сегодня убыточны.

Автор:  Анна Шведова
Джерело:  Коммерсант
URL статті:  http://www.kommersant.ua/doc-y.html?docId=1182157&issueId=7000162

«« Вернуться на первую страницу раздела