На главную страницу Ассоциация Страховой бизнес (АСБ)

?Зачистка? полисов


19.08.2009 

Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг ополчилась против нерадивых страховщиков. До конца года количество компаний на страховом рынке может сократиться на треть.

В мае-июле более двадцати страховых компаний (СК) исключены из госреестра финучреждений, семь осталось без лицензий. Шестого августа Госфинуслуг аннулировала лицензию группы «Страховые традиции», еще в прошлом году входившей в тридцатку крупнейших страховщиков (она хорошо известна украинцам благодаря агрессивной рекламной кампании). И это только начало масштабной «зачистки» — в ближайшее время права продавать полисы могут лишиться еще несколько десятков страховщиков, в том числе крупных. Регулятор затеял борьбу с финансовыми пирамидами, осуществляющими страховые выплаты за счет продажи новых полисов. Запоздалую, как считают участники рынка.

Превратности роста

Как и банкиров, многих страховщиков подвела под эшафот погоня за увеличением своей доли рынка. «Ни руководство, ни хозяева компаний до кризиса не думали о таком понятии, как риск-менеджмент. Приоритет был отдан демпингу, росту премий и увеличению доли рынка», — говорит председатель наблюдательного совета НАСК «Оранта» Олег Спилка. Заводя разговор о демпинге, эксперты непременно кивают на «Страховые традиции» — именно они платили агентам большие комиссионные и не формировали резервы. Кстати, в Интернете до сих пор можно встретить объявление: «Оформи полис на сайте ФГ «Страховые традиции» — получи пятидесятипроцентную скидку на КАСКО». Впрочем, председатель наблюдательного совета финансовой группы «Страховые традиции» Дмитрий Гончаров в июле, после приостановки всех видов лицензий, заявил, что не понимает претензий комиссии — мол, жалобы клиентов не могут быть основанием для запрета продаж.

Из-за увлечения автострахованием на грани банкротства оказались многие СК. Девальвация гривни и обусловленное ею подорожание запчастей (машины ведь сплошь импортные) ударили по рентабельности этого бизнеса, которую раньше многие компании оценивали чересчур оптимистично. «Считалось, что убыточность (соотношение страховых выплат и премий. — «Эксперт») по КАСКО составляет 20 процентов, а по ОСГПО — и вовсе 10 процентов. Хотя на самом деле андеррайтинговая убыточность по «автогражданке» превышала 70 процентов, при этом еще 20 процентов приходилось на комиссию агенту», — сообщил председатель правления СК «Княжа» Юрий Киндзерский.

Кроме того, страховые компании иногда терпят убытки из-за непорядочности собственных сотрудников. Так, примерно год назад руководство СК «Княжа» вынуждено было уволить из департамента регулирования 12 человек, занимавшихся мошенничеством. «Они вступали в сговор с клиентом и станцией техобслуживания. Например, ремонт автомобиля стоил 30 тысяч гривен, а они указывали в накладной 90 тысяч. В результате таких манипуляций компания понесла убытков на 17 миллионов гривен», — рассказывают в СК. Но самое интересное, что уволенные недобросовестные сотрудники всем департаментом спокойно трудоустроились в конкурирующей фирме.

Очищение кризисом

«После приостановки действия лицензий страховые компании уже не смогут привлечь новых клиентов. И это, на мой взгляд, приведет к улучшению качества страхования. Для Украины более четырехсот компаний — это слишком много», — говорит заместитель председателя правления СК «Брокбизнес» Виктория Арбузина. Правда, приостановка лицензии не обязательно означает сворачивание бизнеса — страховщики, ликвидировавшие задолженность перед существующими клиентами, снова смогут привлекать новых. Так, например, произошло с компанией «Инкомстрах», сумевшей рассчитаться с клиентами. По словам главы Госфинуслуг Виктора Суслова, сейчас акционеры других СК, понимая, что рискуют лицензией, активнее изыскивают средства для докапитализации компаний.

Даже аннулирование лицензии не избавляет СК от необходимости расплатиться со страхователями. Однако вряд ли проблемные компании сделают это добровольно — обладателям страховых полисов, скорее всего, придется отстаивать свои права в судах. Либо дожидаться, когда СК ликвидируют и распродадут ее активы для расчетов с кредиторами. Кстати, обладатели полисов «автогражданки» в случае ликвидации компании смогут получить деньги в Моторном (транспортном) страховом бюро, в резервах которого — сотни миллионов гривен.

По мнению инвестиционного консультанта инвесткомпании Astrum Investment Management Владислава Криклия, доверие клиентов к СК, лицензии которых приостановлены, не будет восстановлено: «Ситуация будет развиваться по следующему сценарию: приостановка лицензии — ее аннулирование — банкротство». Далеко не все собственники станут спасать утративший привлекательность бизнес и восстанавливать платежеспособность финучреждений. «Если у компаний это не основной вид деятельности, то инвесторы могут свернуть бизнес. Ведь в ближайшие годы в страхование придется только инвестировать, причем немалые деньги. В последние пять лет на этом бизнесе нельзя было заработать. Ожидая отдачи в будущем, инвесторы работали на перспективу», — замечает Юрий Киндзерский.

Страховая отрасль стала настолько проблемной, что из нее стремятся уйти и сравнительно успешные инвесторы. К примеру, Сергей Тигипко намерен избавиться от рисковой и лайфовой компаний ТАС — он ведет переговоры с потенциальными покупателями. Эксперты считают, что в благополучное время эти предприятия можно было продать за полмиллиарда гривен, но теперь их стоимость упала. Тигипко заявил, что хочет распродать страховые активы как можно быстрее, но вряд ли расстанется с ними за бесценок. Так что, скорее всего, эта сделка состоится не скоро. А вот собственники страховой группы «Скайд» готовы отдать лайфовый актив «Скайд-Жизнь» (уставный фонд — 50,55 млн гривен) всего за 80 тыс. долларов. Кстати, в этом году перестраховочная компания «Скайд-Бест» уже была продана львовским предпринимателям.

К тому же многие компании-неплательщики к моменту применения санкций Госфинуслуг стали «пустышками». Их собственникам выгоднее вывести активы и дожидаться процедуры банкротства. После того как буря утихнет, а рынок оправится от кризиса, они смогут зарегистрировать новое предприятие с незапятнанной репутацией.

Поздно спохватились

По мнению экспертов, Госфинуслуг несколько опоздала в своих действиях. «Госкомиссия должна была начинать приостановление лицензий раньше, в стабильное время, когда страховые компании, имея достаточно страховых резервов, искусственно затягивали или отказывали в выплате клиентам», — говорит Владислав Криклий. Страховой рынок, как считают его игроки, мог избежать сложившейся ситуации, если бы требования к компаниям не были занижены. По мнению Олега Спилки, Госфинуслуг еще несколько лет назад должна была поставить барьер на пути демпинга и завышенных комиссионных вознаграждений, а также повысить требования к финансовому состоянию и структуре портфелей СК.

До недавнего времени страховую компанию можно было зарегистрировать, внеся в ее уставный фонд 500 тыс. евро. Сегодня порог составляет один миллион евро — всё еще недостаточную для нормального ведения бизнеса сумму. «Нереально развить сеть за миллион евро. Чтобы быть успешным еще два года назад, нужно было иметь не менее 50 миллионов евро. А после того, как пик кризиса пройдет, потребуется не менее 100 миллионов евро, чтобы чувствовать себя уверенно и гарантировать клиентам хороший сервис и, самое главное, — возмещение», — уверяет Киндзерский.

С демпингом и завышенными комиссионными, по мнению страховщиков, следует бороться с помощью минимальных тарифов по всем видам страхования. «Например, если Госфинуслуг установит по КАСКО нетто-тариф на уровне пяти процентов, страховые компании уже сами смогут просчитать, сколько им необходимо добавить на комиссионное вознаграждение и прочее. Только так решается задача», — полагает Олег Спилка.

Крупные игроки сетуют, что некоторые их более мелкие коллеги в отчетности «прячут» истинный размер комиссионных — просто пишут, что были предоставлены еще какие-то услуги. Отдельные СК выделяют агентам 35% комиссионных по ОСГПО. Солидные же компании платят только то, что позволяет законодательство (расходы на ведение дела не должны превышать 20% — в эти проценты входят и комиссионные, и административные, и офисные затраты). «Госфинуслуг необходимо установить жесткий контроль над всеми расходами компаний и требовать расшифровку этих расходов. Стоит регулятору наказать кого-то пару раз, и весь рынок начнет нормально работать», — убеждены наши респонденты.

Чище и крупнее

Идея создания Фонда гарантирования для страховых компаний (по аналогии с банковским Фондом гарантирования вкладов физлиц), который мог бы защитить владельцев полисов добровольного страхования, пока не нашла поддержки у СК. Оно и понятно — сейчас у страховщиков нет лишних денег. «Эта идея, безусловно, хороша, но она может быть реализована только после достижения нижней точки падения страхового рынка. Зачем нам сегодня вносить деньги за тех, кто банкротится? Думаю, вряд ли стоит спасать утопающих. Хотя с тем, что страдают клиенты, тоже нельзя смириться», — разводит руками председатель правления одной крупной СК.

Правда, страховщики придумали другой способ защиты владельцев «добровольных» полисов. «В случае, когда Госфинуслуг приостанавливает лицензию одной компании, другие, финансово стабильные участники рынка, могут взять на себя ее обязательства перед клиентами и взамен получить активы предприятия. Кстати, потерявшая устойчивость фирма и сама может предложить платежеспособному страховщику взять ее портфель обязательств», — объясняет Виктория Арбузина. Эта схема уже нашла отображение в законопроекте, зарегистрированном в Верховной Раде еще весной. Большинство страховщиков считают эту схему наиболее приемлемой и готовы применять ее хоть сегодня.

Чтобы не допустить вывода активов из проблемной страховой компании, Госфинуслуг имеет право (согласно Положению о применении Госфинуслуг мер влияния) отстранить руководство предприятия от управления и назначить временную администрацию (ВА). Этим правом комиссия воспользовалась всего однажды. В 2003-м ВА была введена в СК «Виктория М». Весной нынешнего года Госфинуслуг грозилась назначить временных управляющих в нескольких проблемных СК, но до дела пока не дошло. В начале июля Виктор Суслов заявил, что его ведомство активно ведет переговоры с акционерами проблемных компаний и что этот диалог можно считать альтернативой введению временных администраций. По его словам, это намного эффективнее — ВА в банках не принесли ожидаемого результата. Вот и «Инкомстрах», к примеру, выполнил обязательства перед клиентами именно после беседы представителей Госфинуслуг с акционерами компании.

Кризис и затеянная Госфинуслуг «зачистка» неминуемо приведут к консолидации рынка. Удержаться на нем смогут лишь крупные системные СК и компании с иностранным капиталом — именно у них есть возможности инвестировать в будущее. «Одна сторона кризиса — это ослабление позиций бизнеса и ухудшение бизнес-среды. Другая — очищение рынка, расширение возможностей его участников. Крупным страховым компаниям кризис дает возможность укрепить свои позиции», — считает Олег Спилка. Руководители СК «Княжа» также полагают, что у их детища теперь гораздо больше шансов войти в топ-пятерку рисковых компаний, чем до кризиса. Крупные предприятия, а особенно компании с иностранными инвестициями, будут стремиться нарастить свое присутствие на рынке, поглощая других страховщиков.

В результате «зачистки» рынок страхования может недосчитаться двух третей из существующих ныне 460 компаний. Из сотни активно действующих СК выживут примерно 60—70. Эти цифры сами страховщики считают оптимальными для рынка такой емкости, как наш.

Автор:  Инна Алексеенко
Джерело:  Эксперт
URL статті:  http://www.expert.ru/

«« Вернуться на первую страницу раздела