Ассоциация Страховой бизнес (АСБ) |
Страховые компании избегают рейтингов. Почему? |
В феврале «Деньги» опросили 25 ведущих украинских страховых компаний об их планах получить международные рейтинги финансовой надежности. Тогда девять из них заявили, что намерены в будущем пройти процедуру рейтингования – действительно, мол, нужное дело. Прошло полгода, мы не забыли и провели повторный опрос. Результат – свежий международный рейтинг получила только одна компания. :(
Зачем мы это делаем?
«Деньги» озаботились темой международных рейтингов страховщиков, конечно же, неслучайно. Дело в том, что для потребителя рейтинг остается пока единственной возможностью убедиться в надежности страховой компании. Увы, большинство украинских страховщиков столь застенчивы, что данные об их финансовой деятельности практически невозможно найти. Лишь немногие вывешивают финансовые отчеты на корпоративных сайтах и передают информацию в «Институт права и экономический исследований», который публикует ранкинг сотни страховщиков (из более чем 400, работающих на рынке).
Госфинуслуг, призванная обеспечивать прозрачность рынка, по–прежнему «прячет» данные о работе конкретных компаний, оглашая лишь сводную информацию, не дающую представления о тех, кому клиенты доверяют свои деньги.
Так на основе чего же выбирать страховщика? Участники страхового рынка, за исключением двух компаний, не имеют международных рейтингов. Не существует и фонда гарантирования выплат в случае банкротства страховой компании – Моторно–транспортным бюро гарантируются только полисы ОСАГО и «Зеленой карты».
В итоге: прозрачность работы – нулевая, сравнить показатели работы одних страховщиков с другими – практически нереально.
Отметим, что такая патовая ситуация сложилась именно на небанковском финансовом рынке. Около 20% украинских банков имеют международные рейтинги. Функционирует и Фонд гарантирования вкладов, максимальная возвращаемая им сумма весьма внушительна – 50 тыс. грн. Задумалась о защите инвесторов и Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, разработав проект закона «О Фонде гарантирования инвестиций», согласно которому участие в нем торговцев ценными бумагами и управляющих компаний будет обязательным.
Страховщики либо прячутся за бренд иностранного инвестора, купившего украинскую компанию, либо рассказывают о лидирующих позициях на рынке, многолетней работе, добром имени и высокой репутации. Правда, даже рейтинговый аналитик с многолетним опытом работы вряд ли способен эти слова конвертировать в стандартную шкалу рейтинга финансовой устойчивости.
Да кому это надо?
Обидно, что решать описанные нами проблемы, похоже, никто не собирается. Только одна компания за семь месяцев, прошедшие со времени нашего первого опроса, получила еще один рейтинг – 5А2 (Dun&Bradstreet), в дополнение к имевшемуся ранее – B+ (A. M. Best). Этот страховщик активно работает на международных рынках, в том числе принимает на перестрахование иностранные риски. Другие компании рейтинги так и не получали (см. таблицу). «Специфика бизнеса перестраховщика такова, что рейтинг необходим для успешной работы на международном рынке», – поясняет мотивы получения рейтинга той компанией председатель правления перестраховочной компании VAB Re Алла Волошина.
Понятно, что внутренние клиенты и партнеры тоже порадовались бы международному рейтингу, получи его любой из украинских страховщиков.
Чего же страховщики не гонятся за выгодой, ведь информированные об их надежности потребители в очередь выстроятся со своими взносами? Видимо, страховщики не ощущают этой выгоды в денежном выражении. :(
Для сравнения: в России восемь страховых компаний имеют международные рейтинги, причем некоторые из них дополнительно к международным имеют еще и национальные.
Будем надеяться, что и отечественные компании постепенно осознают значимость и необходимость сотрудничества с рейтинговыми агентствами. «Ведь любая страховая компания желает позиционироваться как «прозрачная», надежная и лояльная по отношению к клиенту. Высокий рейтинг является ключевым элементом ее бренда, это, в частности, способствует увеличению стоимости компании на рынке», – говорит Василий Сахацкий, зампред правления СК «Блакитний поліс».
Ну а «Деньги» в свою очередь будут продолжать отслеживать процесс получения рейтингов. И публиковать все имена – и тех, кто рассказал о себе авторитетным рейтинговым агентствам, и тех, кто совершенно не спешит этого делать.
Кто перестраховывает?
Любопытно, но в начале сентября Госфинуслуг пересмотрела свою шкалу ограничений для рейтингов страховых компаний–нерезидентов, работающих в Украине. Планка поднялась на ступеньку вверх. Повысив требования, регулятор отсек от нашего рынка несколько российских перестраховщиков, которые соответствовали предыдущим критериям («Ингострах», «Ост–Вест–Альянс», «Скандинавия»). Теперь ни одна из этих компаний не дотягивает до выставленной планки.
Рейтинг перестраховщика, безусловно, важен для потребителя страховых услуг. Ведь если наступило страховое событие, то перестраховщик частично компенсирует страховой компании ее расходы на выплату компенсаций. И все же, пострадать от непродуманной политики страховой компании потребитель страховых услуг может только при крупных убытках, например, от $20 тысяч и выше. Во всех остальных случаях важнее все же рейтинг самого страховщика. Тем более что о том, кто именно перестраховывает тот или иной риск (а перестраховщиков может быть десятки), страхователь, как правило, вообще не знает.
Почему «нет»?
Геннадий Мысник,
заместитель председателя правления ЗАО «СК «Украинская страховая группа»:
– У страховых компаний может быть несколько причин для получения международных рейтингов стабильности. Во–первых, это положительно влияет на стоимость акций компании. Во–вторых, это способствует лояльности клиентов. Однако акции страховой компании могут не находиться в свободном обороте. Да и лояльности клиентов украинские страховщики добиваются другими способами. Поэтому на сегодняшний день у украинских СК нет острой необходимости в получении международных рейтингов.
Джерело: | Деньги |
URL статті: | http://www.dengi-ua.com/?arg=4/1139 |
«« Вернуться на первую страницу раздела