На главную страницу Ассоциация Страховой бизнес (АСБ)

Страхование во время войны. Готовятся большие изменения, но есть риск пойти по пути Беларуси


29.06.2022 

Страхование от военных рисков станет одной из фундаментальных основ восстановления Украины. Власти хотят таким образом привлечь инвестиции, но участники рынка сомневаются

Глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев рассказал, что Национальный совет по восстановлению Украины предложил донорам реализовать концепцию военного страхования как основу привлечения инвестиций в рамках Плана восстановления Украины.

По его словам, рассматриваются различные варианты, среди которых допуск на украинский рынок международных организаций, страхующих от военных рисков, или создание общего трастового фонда с международной финансовой организацией Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA), являющейся членом Группы Всемирного банка.

План восстановления, уточнил глава парламентского комитета, предлагается подать уже 4-5 июля на конференции в Лугано в Швейцарии, и он будет предлагать меры по страхованию еще до завершения боевых действий. UBR.ua опросил экспертов, каким они видят "военное" страхование с опорой на международную практику.

Военное страхование

По словам генерального директора Ассоциации "Страховой бизнес" Вячеслава Черняховского, для нынешней российско-украинской войны характерны три основных вида страхования:

Страхование от военных рисков является наиболее распространенным в странах, на территории которых ведутся войны. Под него попадают непосредственное разрушение имущества и угроза жизни в результате военных действий – как в зоне боевых действий, так и вследствие ракетных и бомбовых ударов по всей территории, в том числе, например, такие случаи в РФ, где нет военного положения, как удар по Новошахтинскому НПЗ.

Под страхование риска политического насилия подпадают реквизиции имущества и убийства людей оккупационными "властями" РФ на неподконтрольной территории Украины. К таким относятся также и такие кейсы, как захват российскими властями около 500 самолетов международных авиакомпаний.

Страхование риска терроризма касается эксцессов и потерь, как, например, от действий группировки Талибан, которая захватила власть в Афганистане. К ним также могут относить действия различных российских террористических группировок типа "Л/ДНР", а также действия российских военнослужащих. Например, террор в Буче подпадает под два класса страхования: от риска политического насилия и риска терроризма.

Военное страхование уже было распространено ранее в зоне АТО, когда ситуация на фронте стабилизировалось. Сегодня страхуют журналистов, водителей, переводчиков, причем не только на фронте. Некоторые компании сегодня уже включают в автострахование (КАСКО) такие риски, как взрыв боеприпасов, мин, бомб, ракет и т.д.

В Украине в 2015-2017 годах военные риски страховались 0,1-0,2% в год. Сейчас же военные риски даже в соседних странах, например, в Польше, Болгарии из-за войны уже подорожали в 1,5 раза, – рассказал UBR.ua Вячеслав Черняховский.

На данный момент ситуация намного сложнее, так как речь идет уже о широкомасштабной войне, с которой наша страна ранее не сталкивалась. Например, страховка морских судов в Черном море может доходить до 5% из-за угрозы их захвата россиянами.

Только не государство

Участники рынка высказывают также и определенные сомнения. Одни опрошенные участники страхового рынка считают, что предложенные изменения "не очень профессиональны". По мнению других, План еще не готов и что в нем будет, еще неизвестно, но складывается впечатление, что в итоге страхованием займется государство.

Глава постоянно действующей комиссии ОО "Страховая защита по рынку ОСАГО", директор ООО "Украинские страховые технологии" Игорь Любашенко подчеркивает, что, согласно действующему законодательству, страховать должны исключительно страховые компании, а не государство.

Государственное страхование – это незаконно, и это путь Беларуси. Опыт развитых стран, например, Великобритании, говорит, что страховать должны страховщики. Опыт Беларуси – обязательные виды страхования и все серьезное страхуют госкомпании. Всю мелочевку отдают коммерческим СК, – рассказал UBR.ua Игорь Любашенко.

В то же время глава правления общественной организации "Всеукраинское объединение потребителей страховых услуг "Страховая защита" Василий Дарков сомневается, что уровень знаний Данила Гетманцева позволит запустить военное страхование так, как это работает в мире.

Гетманцев, как он сам об этом говорил, не является экспертом по вопросам страхования, а потому результат такой работы будет полностью заложен от того, кто будет назначен ответственным за это направление реализации Плана восстановления. Зная Гетманцева лично по работе по законодательному обеспечению функционирования страхового рынка, скажу, что этот человек на словах говорит одно, а делает совсем другое, – считает Василий Дарков.

По его мнению, официальная и реальная цель этой работы тоже очень отличаются: официальная цель – создать условия для покрытия военных рисков инвесторов и крупного бизнеса в условиях войны, неофициальная сделать условия, чтобы на этом проекте заработать большие средства для тех, кто стоит за главой парламентского комитета.

Если спросить Гетманцева, имеет ли он четкое определение военных рисков", которое нужно имплементировать в национальное законодательство, потому что это важнейший вопрос всего этого направления работы, уверен, что он не ответит на этот вопрос", – считает Василий Дарков.

Мешает Нацбанк

Одной из ключевых проблем эксперты называют также постановление НБУ №18 от 24 февраля, которое закрыло трансграничные валютные перечисления. Ведь в страховом бизнесе перестрахование украинских компаний международными страховщиками – обычный процесс, без которого бизнес не работает. Тот есть в условиях валютных запретов план Гетманцева просто не сработает.

Джерело:  UBR.UA
URL новини:  https://ubr.ua/finances/finance-ukraine/strahovanie-vo-vremya-vojny-gotovyatsya-bolshie-izmeneniya

«« Вернуться на первую страницу раздела