На главную страницу Ассоциация Страховой бизнес (АСБ)

Удобная валюта для страховых договоров


13.10.2006 

Для страхователей (резидентов Украины), пользующихся услугами рисковых страховщиков, ситуация сегодня однозначна – они вносят взносы и получают выплаты исключительно в гривне. А вот клиенты лайфовых компаний имеют альтернативу: в соответствии с законодательством их договоры могут быть номинированы не только в национальной, но и любой свободно конвертируемой валюте. Согласно закону «О страховании» клиенты страховых компаний имеют право вносить платежи только в денежных единицах Украины. Однако если договор заключен в иностранной валюте, то страхователь может перечислить взнос в гривневом эквиваленте по курсу НБУ на день оплаты.

Самый надежный

Такую привилегию для своих клиентов страховщики считают необходимой. Договоры лайфового страхования, как правило, заключаются на длительный срок – 10 и более лет (в отличие от рисковых, где срок страхования составляет не более года). Поэтому обязанность страховать жизнь исключительно в гривне могла бы стать серьезным препятствием при привлечении компаниями новых клиентов. У наших граждан еще слишком свежа память о финансовых кризисах, головокружительной инфляции, неоднократно обращавших в ничто их многолетние сбережения. Большинство украинцев до сих пор весьма скептически относятся к национальной валюте, а потому предпочитают накапливать деньги в «условных единицах».

Страховщики жизни обычно предлагают клиентам три возможности – страховаться в гривнях, долларах или евро. При этом они отмечают, что наибольшую приверженность наши граждане все же испытывают к американской валюте. Однако стабильность европейских денежных знаков также постепенно начинает привлекать их внимание. «У физических и юридических лиц предпочтения по валюте страхования в принципе совпадают. Основной валютой они выбирают более привычный и знакомый доллар. В то же время идет медленное, но постоянное увеличение числа лиц, заключающих договоры в евро. Например, в нашей компании 85–90% договоров, заключаемых физическими лицами, номинируются в долларах, 5–7% – в евро и только 3–4% в гривнях», – рассказал «ВД» Андрей Гаврильченко, заместитель председателя правления СК «ТАС». На рынке были попытки предложить гражданам страхование и в других условных единицах, например, швейцарских франках. Однако компании были вынуждены констатировать чрезвычайную консервативность украинцев, которые упорно отказывались переводить свои сбережения в малознакомую валюту.

Скромное обаяние гривни

Впрочем, не все компании потакают валютным предпочтениям своих страхователей. Некоторые участники рынка убеждены, что страхование в иностранной валюте несет в себе больше рисков, нежели гривневые договоры. «Некоторые клиенты предпочитают страховаться в иностранной валюте, но мы принимаем платежи только в гривнях. Проблема – в размещении страховых резервов в иностранной валюте, обеспечении их доходности и ликвидности. Колебания курсов валют, инфляция или дефляция могут повлиять на уровень доходности, и в итоге страховая компания и клиент могут потерять на разнице курсов», – аргументирует такую точку зрения Андрей Лупырь, исполнительный директор департамента индивидуального бизнеса Страховой группы «PZU Украина».

В числе первых изменять американской валюте начали юридические лица. Заключая коллективные договоры страхования жизни своих сотрудников, предприятия все чаще настаивают, чтобы полисы номинировались именно в гривне. Такое поведение юрлиц эксперты объясняют их желанием получить налоговые льготы. «При выборе валюты немаловажным фактором являются мотивы, которые закладываются при покупке договора. Для юридических лиц очень важен момент возможности отнесения расходов на страхование своих работников на валовые затраты и получения сопутствующих льгот по социальным отчислениям. Поэтому более крупные предприятия с большим количеством застрахованных чаще выбирают валютой страхования гривню, чтобы было проще администрировать договор учетными, бухгалтерскими и финансовыми службами», – поясняет г–н Гаврильченко. Дело в том, что действующая система налогообложения позволяет юридическим лицам уменьшать базу налогообложения за счет страхования жизни, а также экономить на социальных отчислениях. Согласно закону «О налогообложении прибыли предприятий» юридические лица, заключающие долгосрочные договоры страхования жизни в пользу работников, могут относить платежи (до 15% от фонда оплаты труда) на валовые затраты.

Причем, пропустив деньги через страховую компанию, у предприятия есть все шансы вернуть их затем в оборот. Практически все страховщики на данный момент предоставляют такую услугу как рефинансирование корпоративных клиентов. То есть компании предлагают вернуть уплаченные предприятиями платежи, инвестировав в него свои резервы, – купить акции или корпоративные облигации клиента, приобрести долю в уставном фонде и т.д. Разумеется, что и для этих целей наиболее подходящим инструментом инвестирования также является гривни.

Всем поровну

Что касается инвестиционного дохода по гривневым и валютным договорам, то на сегодня он примерно одинаков. Напомним, что минимальный уровень доходности, который СК могут гарантировать своим клиентам, – 4%. Но если страховщик ведет удачную инвестиционную политику, то, как правило, зарабатывает намного больше гарантированной ставки. Так называемую «сверхприбыль» (а точнее – 85% заработанного дополнительно дохода) компании ежегодно распределяют между своими клиентами.

Как показал опрос «ВД», большинство лайфовых компаний считает наиболее надежным и ликвидным инструментом для размещения денег клиентов банковские депозиты как валютные, так и гривневые. «Лига страховых организаций проводила детальный анализ размещения резервов лайфовыми страховщиками. Он показал, что 70% компаний используют практически одну категорию активов – банковские вклады», – говорит Наталия Гудыма, генеральный директор Лиги страховых организаций. Благодаря такой политике СК удается обеспечивать клиентам уровень доходности, не слишком отличающийся от того, который предлагают банкиры. Гораздо более прохладно компании относятся к ценным бумагам, особенно государственным. Хотя во всем мире именно они являются основным инструментом безопасного и высокодоходного вложения средств для лайфовых компаний. Страховщики не слишком доверяют обещаниям государства. Воспоминания о дефолте 1998 г. и реструктуризации долгов по ОВГЗ (от которой, правда, тогда пострадали преимущественно банки) заставляют компании воздерживаться от покупки ценных бумаг. Инвестиции в корпоративные акции и облигации СК также считают довольно рискованными. Во–первых, отечественный фондовый рынок все еще никак нельзя назвать прозрачным. Во–вторых, лайфовые компании при размещении денег клиентов не имеют права пользоваться услугами инвестиционных фондов, которые являются профессиональными игроками на этом рынке и могли бы существенно снизить риски при инвестировании. Кроме того, они признают, что инвестиции в акции – сегодня довольно хлопотная процедура. Зато лайфовые страховщики все охотнее вкладывают деньги клиентов в недвижимость. Учитывая стремительно растущие цены на рынке недвижимости, компании считают такие вложения вполне надежными.

Если строго следовать букве закона, страховые компании обязаны инвестировать резервы в той же валюте, в которой заключен договор. Но поскольку доходность по гривне сегодня выше (излюбленным инструментом инвестирования для СК по–прежнему остаются банковские депозиты), многие компании пускаются на хитрость. По словам Андрея Гаврильченко, «в Украине, при довольно стабильной национальной валюте, доход на гривневые активы значительно выше, чем на другие. Поэтому большинство компаний используют гривневые финансовые инструменты и начисляют одинаковый инвестдоход для всех валют страхования». В среднем по рынку СК обеспечивают страхователям около 12–14% на их вложения.

Если клиент однажды заключил договор лайфового страхования, это вовсе не означает, что валюта страхования должна оставаться одной и той же на протяжении действия всего срока договора. Предвидя возможность резких курсовых колебаний, высокой инфляции и т.д., компании позаботились о том, чтобы предоставить своим клиентам возможность конвертации договоров. Причем, в зависимости от стабильности (либо нестабильности) той или иной валюты, страхователь может конвертировать договор неоднократно. Единственное, что ему угрожает в этом случае – некоторые издержки, связанные с обменными курсами, действующими на дату проведения операции.

Мнение

Анатолий Лазоренко, председатель правления страховой компании «Блакитний полiс»;

– Своим клиентам мы предоставляем возможность самостоятельного выбора валюты страхования: гривня, доллар США или евро. Опыт работы нашей компании показывает, что корпоративные клиенты в качестве валюты страхования своих сотрудников выбирают гривню, поскольку вклады в нацвалюте предоставляют высокий процент доходности, который не только покрывает уровень инфляции, но и приносит сотруднику еще и доход. Кроме того, жители Украины уже столкнулись с ситуацией падения курса доллара, которая привела к тому, что клиентам, имеющим долларовые договоры, насчитали значительно меньший размер инвестиционного дохода, чем клиентам с гривневыми договорами. Рынок физических лиц более консервативен, и в качестве валюты страхования чаще всего выбирают доллар США. Причиной выбора именно этой валюты являются надолго запомнившиеся финансовые кризисы, с которыми столкнулась Украина за последние 15 лет. Поэтому доллар США физические лица чаще всего используют как инструмент защиты от инфляции. На сегодняшний день мы своим клиентам, как правило, насчитываем инвестиционный доход в размере 10–15 % в гривнях и 10–12% в долларах. Размер инвестиционного дохода по накопительным договорам страхования жизни зависит от результатов инвестиционной деятельности компании. Например, по результатам инвестиционной деятельности 2005 года средний уровень инвестиционного дохода, с учетом гарантированного в нашей компании по гривневым договорам, составил 13,6%.

Станислав Гоцуляк, председатель правления СК «Гарант–Лайф»:

– Сейчас мнения у физических и юридических лиц по поводу валюты страхования прямо противоположные. В то время как корпоративные клиенты предпочитают национальную валюту, физические лица ориентируются на иностранную – в основном на американский доллар. Номинируя страховой полис в любой из валют, наш клиент делает ставку на экономику той страны либо экономического пространства, в которой работает эта валюта (например, евро – Евросоюз). Важно учитывать, что договоры страхования жизни имеют долгосрочный характер, поэтому и экономические перспективы зоны действия той или иной валюты нужно рассматривать в перспективе. Глядя на темпы экономического развития Украины, я рекомендовал бы нашим клиентам заключать договоры страхования в национальной валюте. Мы предоставляем нашим клиентам возможность изменять валюту договора страхования. Эта возможность обеспечивает сохранение средств клиентов при резких курсовых колебаниях. В нашей компании сам процесс изменения валюты страхования четко отлажен и никаких особых сложностей не вызывает. Для этого клиенту достаточно написать соответствующее заявление и подать его в компанию. Такие изменения можно делать многоразово, но не более одного раза в год. У нас одинаковая доходность по всем договорам страхования, мы не делаем различий при начислении дополнительного инвестиционного дохода по договорам в зависимости от валюты, в которой они заключены. Общий инвестиционный доход по результатам деятельности нашей компании в 2005 г. составил 13,32%, из которых 4% – гарантированный и 9,32% – дополнительный инвестиционный доход.

Джерело:  Власть денег
URL статті:  http://www.vd.net.ua/journals/articles-1484

«« Вернуться на первую страницу раздела