На главную страницу Ассоциация Страховой бизнес (АСБ)

Валерий Алешин: Теперь для юристов есть целый комплекс юридических кроссвордов


23.08.2006 

Стало известно, что Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) направила в Кабинет министров письмо, в котором высказалась против обязательного размещения 15% резервов страховых компаний в ценные бумаги Государственного ипотечного учреждения (ГИУ). Напомним, что такую норму для страховщиков ввело еще правительство Юлии Тимошенко летом 2005 года. О том, почему Госфинуслуг защищает в этом вопросе страховщиков, а также о своих планах на новой должности новый глава комиссии Валерий Алешин рассказал корреспонденту Алене Кулаковой.

– Почему вы решили заступиться за страховщиков и выступить против решения Кабмина о размещении страховых резервов в ипотечных сертификатах ГИУ?

– Мы не поддерживаем обязательность такого размещения. Использование инструментов ГИУ должно быть добровольным. После письма Лиги страховых организаций, высказавшей аналогичное мнение правительству, мы рассмотрели этот вопрос и направили в Кабмин свой ответ.

– Как вы относитесь к норме в новой редакции закона «О страховании» о перерегистрации всех страховых компаний в ОАО?

– Если мы будем выстраивать на частных рынках политику, не учитывающую реалий нашего корпоративного управления и законодательного обеспечения деятельности акционерных обществ, то простая фраза, что все страховщики должны быть ОАО, вызывает непонятные ожидания. Мы не намерены инициировать отмену нормы, но это можно регулировать так называемыми переходными положениями в законе. Ведь если мы скажем, что с 1 января 2007 или 2008 года все обязаны перерегистрироваться, думаю, на рынке начнется хаос. Я готов острые вопросы такого рода обсуждать с рынком и искать приемлемые решения.

– Какие изменения ожидают подконтрольные вам рынки в сфере налогообложения?

– Для нормально работающих страховых компаний, скорее всего, будет выгодно введение налога на прибыль вместо трехпроцентного налога с валовых страховых премий. Уже есть соответствующий законопроект, но основная дискуссия, наверняка, будет вестись вокруг того, что относить к валовым расходам и каким образом формируется прибыль. Пока мы не проводили даже предварительных обсуждений. Что касается налогообложения кредитных союзов – то ничего, кроме попыток рассмотреть этот вопрос, нет. А в пенсионной системе сейчас никто не пойдет на изменения имеющихся налоговых условий.

– Вы уже встречались с первым вице–премьером, министром финансов Николаем Азаровым?

– Нет. Со своей стороны я инициировал возможность такой встречи. Очевидно, пока график работы первого вице–премьера напряженный. А вопросы организации работы и, возможно, персонально моих перспектив в качестве руководителя Госфинуслуг пока не являются первоочередными.

– В таком случае уверены ли вы, что останетесь на этой должности при новой власти?

– Глядя на интенсивную кадровую ротацию, осуществляемую новым правительством, можно делать самые широкие предположения. Мне известно, что Кабмин достаточно внимательно рассматривает все кадровые вопросы, в том числе и те, которые приняты предыдущим правительством. А особенно внимательно – которые сопровождаются судебными процессами. В данном случае мы имеем как раз такую ситуацию.

– Что может стать хотя бы формальной причиной вашего увольнения?

– Если есть перспектива проигрыша в судебном процессе, то Кабмин может пойти на упреждение. Например, отменить решение, связанное с увольнением Виктора Суслова (экс–глава Госфинуслуг, оспаривающий в суде свое увольнение –Ъ). В таком случае автоматически возникает проблема и с моим назначением. Эти вопросы имеют как юридические основания, так и политические.

– Как вам кажется, у господина Суслова есть шансы выиграть суды?

– Ситуация выглядит достаточно просто. Кабмин принял решение об увольнении руководителя. Этому предшествовали служебные проверки, проведенные главуправлением Госслужбы. Насколько это увольнение было аргументированным, насколько соответствующей была его формулировка – вопросы, связанные со служебными проверками. Затем решение было оспорено в судебном порядке, и Печерский суд приостановил увольнение Виктора Суслова. Апелляционный суд возобновил действие постановления и так далее. Теперь для юристов есть целый комплекс юридических кроссвордов – ряд шагов, предпринятых Госфинуслуг начиная с 28 апреля, вызывают юридические сомнения.

– Правительственную проверку Госфинуслуг спровоцировало изменение в штатном расписании ведомства. По вашему мнению, почему господин Суслов так хотел перестроить структуру госкомиссии?

– Принципиальной ошибкой, на мой взгляд, была попытка Виктора Суслова перейти к функциональной системе организации комиссии без серьезного обсуждения этого вопроса с членами комиссии и без необходимых изменений в профильный закон о Госфинуслуг. В итоге возник конфликт между ее отдельными структурными подразделениями. Особенно остро это проявилось в определении политики в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Мой предшественник проводил последовательную политику по устранению Андрея Рыбальченко от руководства департаментом надзора за негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Речь о конфликте вокруг подходов к системе НПО. К принятию закона об НПО мы шли очень долго, через большие трудности и сложное обсуждение. В итоге в 2003 году была поддержана позиция правительства Виктора Януковича. Принятая концепция предполагает специализированное и профессиональное управление активами НПФ. Это должна быть деятельность, которая специально лицензируется. На стадии обсуждения были попытки со стороны банковского и страхового секторов сделать для себя особые условия участия в системе – чтобы не только накапливать, но и управлять пенсионными накоплениями. Им было отказано, потому что мы увидели в этом концептуальные проблемы. Системный конфликт между более развитым страховым рынком и рынком еще ясельного возраста где–то зацепил персоналии. А Андрей Рыбальченко последовательно стоял на позициях закона об НПО.

– Почему господин Рыбальченко до сих пор не переведен в департамент под новым названием, где уже работают все его подчиненные?

– Есть ряд технических вопросов. Изменение штатной структуры должно проходить через согласование с Минфином. А в период массового переназначения это проблема. На данном этапе дело лишь в этом. Но есть и другие причины, о которых я пока не хочу говорить.

– На каком этапе сейчас проверка Генпрокуратурой Госфинуслуг и страхового рынка?

– Насколько я знаю, уже готовится заключение. Но по документам, которые поступают в комиссию, можно сказать, прокуратура еще работает на региональном уровне, так как приходят обращения из областных и районных прокуратур с предложениями о внеплановых проверках тех или иных страховщиков. Связано ли это с общей проверкой или это отдельные факты, я не знаю. Итоговая коллегия Генпрокуратуры по данному вопросу планируется на сентябрь.

«« Вернуться на первую страницу раздела