На главную страницу Ассоциация Страховой бизнес (АСБ)

Председатель УСГ: Комиссионные банков по автострахованию не должны превышать 15%


12.06.2009 

Павел Нельга председатель правления Украинской страховой группы рассказал, какая сумма депозитов компании «зависла» в проблемных банках

Украинская страховая группа (УСГ) публично заявляет, что 62% акций компании принадлежит финансовому холдингу TBIH Financial Services Group (Нидерланды). Кому принадлежат остальные акции?

Владельцем 62% акций нашей компании действительно является TBIH Financial Services Group, 60% которой принадлежит австрийскому страховщику Vienna Insurance Group и 40% – компании Kardan Financial Services B.V., зарегистрированной в Нидерландах. Остальные 38% акций принадлежат украинским акционерам.

По нашей информации украинскими акционерами УСГ по-прежнему выступают структуры, подконтрольные Василию Горбалю, это так?

Могу сказать только, что среди акционеров нашей компании есть несколько украинских компаний.

В дополнительном капитале потребности нет

Сегодня для большинства известных рыночных страховых компаний актуален вопрос докапитализации. Ваши учредители планируют вносить дополнительные средства в капитал компании?

На сегодняшний день мы не нуждаемся в дополнительных вливаниях, и, как минимум до конца года не будем нуждаться – у нас «живых» денег (средства в кассе, на текущих и депозитных счетах в банках) около 200 миллионов гривен. При этом все резервы компании сформированы в соответствии с требованиями Закона Украины «О страховании» и составляют около 150 миллионов гривен.

Но осенью прошлого года вы заявляли о том, что ожидаете прихода инвестиций от акционеров. Средства так и не пришли, а теперь, получается, они вам уже не нужны…

Те средства предполагалось инвестировать в развитие региональной сети – мы планировали покрыть филиальной сетью всю Украину. Но кризис внес коррективы, и сегодня открывать отделения в районных центрах, на мой взгляд, экономически нецелесообразно. Сейчас там нет того бизнеса, в который стоило бы вкладывать деньги.

Получается, что практически все ваши конкуренты нуждаются в докапитализации, а вы – нет…

В этом нет ничего необычного. Дело в том, что перед продажей Украинской страховой группы западным инвесторам в лице Vienna Insurance Group баланс компании был переведен в более ликвидные активы – надежные ценные бумаги и «живые» деньги. Поэтому сейчас, в отличие от коллег, 80% наших активов – высоколиквидные. Это средства в кассе, на текущих счетах в надежных банках, есть ОВГЗ.

Много у вас облигаций внутреннего госзайма?

На 18 миллионов гривен

А какие еще ценные бумаги у вас в портфеле?

Есть еще облигации на 5 миллионов гривен одного из неплохих, на мой взгляд, эмитентов – компании «Евро Лизинг», входящей группу компаний «Атолл Холдинг». Это наш давний партнер.

Автогражданка убыточнее КАСКО

По данным компании страховой портфель УСГ в основном состоит из транспортных (моторных) рисков – КАСКО занимает 68,7%, ОСАГО – 14,3% портфеля. В последние 6-9 месяцев убыточность по этим видам страхования сильно выросла. Планирует ли компания снижать долю этих видов страхования?

Искусственно сдерживать развитие моторного портфеля мы однозначно не будем. Более того, я бы теперь выделял КАСКО и ОСАГО в отдельные сегменты. Потому что, если еще полгода назад КАСКО был более убыточным, чем «автогражданка», то по итогам 1 квартала 2009 года ситуация в корне поменялась. По крайней мере, в нашей компании. То есть ситуация с КАСКО резко улучшается – снижается частота наступления убытков и средний уровень выплат, а по ОСАГО – наоборот.

И с чем это связано?

Что касается КАСКО, то в данном случае положительную роль сыграло ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения. А вот по «автогражданке», если не увеличить тарифы или коэффициенты к ним, то к осени мы, если и не откажемся от этого продукта совсем, то, по крайней мере, массового продавать его уж точно не будем. И ни в коем случае не будем его рекламировать.

Некоторые ваши клиенты, которые являются заемщиками Укргазбанка, жалуются, что банк при выборе компании, которая будет страховать их залоговое имущество, навязывает им услуги УСГ…

Далеко не секрет, что многие крупные банки входят в одну финансовую структуру со страховщиками. На рынке десятки таких примеров. Да, у нас тесные связи с Укргазбанком и понятно почему. Возможно, мы и стоим на одном из первых мест по объему привлеченных средств от заемщиков этого банка, но мы далеко не единственные, кто в нем аккредитован. Партнерами банка являются более 20 страховых компаний.

Какую долю в страховании заемщиков Укргазбанка занимает УСГ?

Точно сказать не могу, так как это закрытая информация банка. Могу предположить, что не более 10%.

Как обстоят дела с аккредитацией вашей компании в других банках? Ведь сегодня многие страховщики сами уходят из банков, а некоторым, мягко говоря, показывают на дверь…

Если тот размер комиссионных, который требует банк, для нас неприемлем, мы оттуда уходим. При сегодняшней ситуации менеджмент банков должен отдавать себе отчет, что банковские комиссионные на уровне 20-25% по КАСКО – это уже не наш бизнес получается, а их. Для того чтобы у страховщиков был экономический интерес, комиссионные банков по автострахованию не должны превышать 15%. И это только в том случае, если банк полностью возьмет на себя работу по оформлению договоров страхования и объяснению клиентам его условий. Если же банк просто дает страховщику клиента, справедливая цена за такую услугу не должна превышать 10%.

Первым под руку попался банк «Европейский»

Как вы решаете вопросы с «замороженными» депозитами УСГ в банках, где введена временная администрация?

С приходом Vienna Insurance Group требования к банкам-партнерам с точки зрения их надежности стали более жесткими. Мы интересуемся не столько бизнесом, который может дать нам банк, сколько его надежностью, хотя бы на ближайшие 3-6 месяцев.

Банк «Надра», Родовид Банк и другие еще в прошлом году считались достаточно надежными…

Да, и у нас есть в этих банках депозиты. Если же говорить в целом о доле проблемных активов в банках с временной администрацией, то у нас она сравнительно невелика – на уровне 4% от всего депозитного портфеля или чуть более 5 миллионов гривен.

Вы не пробовали, по аналогии с другими страховщиками, договариваться с проблемными банками, чтобы с помощью «бартера» менять свои «замороженные» депозиты на обязательства ваших клиентов-заемщиков перед банком при наступлении страхового случая?

Мы не играем в такие игры. Это неинтересно, так как такие обмены, как правило, осуществляются со значительным дисконтом. Кроме того, эти операции балансируют на грани законодательства. И все это настолько непрозрачно, что не устраивает ни нас, как менеджмент, ни наших австрийских собственников.

Судитесь ли с каким-либо банком, который не отдает ваш депозит?

Да, мы подали иск в суд на банк «Европейский». Но еще не было даже первого заседания суда, так как подали только в конце мая.

Почему именно с этим финучреждением? Вы же говорили, что у компании есть «зависшие» депозиты и в других банках?

Наверное, он первым попал под горячую руку. Кроме того, мы подумали, что если государство и будет помогать каким-то проблемным банкам, то, скорее всего, таким крупным, как «Надра» и Родовид Банк. Не хочу обидеть «Европейский», но если смотреть на тенденции, которые происходят в НБУ и Минфине, его спасение государством вызывает больше сомнений.

Сократили 100 человек из 800

По нашей информации, УСГ активно сокращает административные расходы, в частности на содержание филиальной сети…

Мы начали серьезную реорганизацию, целью которой является переход на полностью централизованное управление. Сегодня у нас около 110 региональных офисов, при этом 57 офисов – балансовые филиалы, а остальные – безбалансовые. Мы сократили около 15 безбалансовых офисов в тех районных центрах, которые не оправдали наших ожиданий, а из 57 балансовых филиалов делаем 7 региональных дирекций. Но принципиально ничего не поменялось, офисы филиалов остаются, просто меняется организационная структура, строится более прозрачная система управления.

Много людей уже сократили в связи с реорганизацией?

Сравнительно немного: уволены сотрудники 15 ликвидированных безбалансовых подразделений, а также около 20% персонала центрального офиса. В целом, мы сократили около 100 человек по компании из 800 работавших до кризиса.

Ваши агенты жалуются, что вы настолько сократили им комиссионные, что уже они должны компании за услуги, а не наоборот…

Я оценил вашу шутку. Но те размеры комиссионных, которые мы предлагаем сегодня нашим страховым агентам, с моей точки зрения, адекватные. Понимаю, что некоторые компании, которые не очень комфортно себя чувствуют на рынке, предлагают агентам 20-30% и больше комиссионных, но в таком случае, учитывая спад рынка, и рост выплат, такие страховщики работают себе в убыток: надо ведь еще и платить налоги, выплаты, формировать резервы и обеспечивать работу компании. Считаю, что по КАСКО агентам можно платить максимум 15%. Все что выше, уже работает не на страховой бизнес.

Автор:  Татьяна Павлюченко
Источник:  Портал «Дело»
URL интервью:  http://delo.ua/news/107775/

«« Вернуться на первую страницу раздела