На главную страницу
 
Головна
Про нас
Новини
Обговорення
Оголошення
База знань
Пошук
Карта сайту
Коментарі
Інтерв'ю
Аналітика
Рейтинги
Поиск по сайту

Обговорення / Аналітика / Аналітика

За чистую воду!

Версия для печати Версия для печати
16.02.2007 

Что такое рейтинг финансовой надежности страховой компании? Во–первых, он лучше всяких слов говорит о ее финансовом состоянии и готовности платить своим клиентам. Во–вторых, демонстрирует желание работать публично. Все вместе – нечастое сочетание на украинском страховом рынке.

Международные финансовые рейтинги – «немного солнца в темной воде» украинского страхового рынка. В прошлом году Госфинуслуг обязало всех страховщиков, принимающих риски перестрахования, получить рейтинг ведущих рейтинговых агентств на уровне «В» (A.M.Best), «Ba» (Moody»s), «BB» (S&P) или «BB» (Fitch, S&P). В противном случае их объемы перестрахования внутри страны должны быть существенно снижены. Такие требования, а также желание привлечь иностранных инвесторов, заставили ряд компаний «открыть личико» либо начать подготовку к этому процессу.

Из свыше 400 компаний международный рейтинг уже получили СК «Лемма» (рейтинг надежности «B+» и кредитный рейтинг «BBB–» – от агентства A.M.Best) и СК Generali Garant (рейтинги «Bа3» и «Ааа.ua» – от агентства Moodys).

Остальные участники рынка находятся в глубокой тени. В лучшем случае они публикуют свою отчетность в изданиях вроде «Украина–Business» и Insuranse–Top, которые популярны скорее в узком кругу страховщиков. В худшем случае, о показателях работы не слишком публичных компаний (таковых более 300) потребитель может узнать, разве что своровав отчетность в Госфинуслуг или Налоговой. Такое положение дел сохраняется уже не первый год, и складывается ощущение, что регулятора оно пока устраивает.

«Деньги» опросили около 25 крупнейших страховых компаний об их планах относительно прохождения процедуры получения рейтинга и перехода в состояние, более «прозрачное» для своих клиентов. Преобладающее большинство опрошенных отвечали крайне неохотно, ссылались на коммерческую тайну и «выдавливали» из себя лишь «да» или «нет». Тем не менее, 9 из них подтвердили намерения в будущем получить международный рейтинг, правда, воздержались от комментариев о своих целях (см. таблицу рядом). Для сравнения: из 166 работающих украинских банков 30 имеют международные рейтинги, причем два из них («Райффайзен Банк Аваль» и Индекс–банк) – выше суверенного рейтинга Украины. То есть этим двум банкам иностранные агентства доверяют больше, чем правительству Украины.

Да на кой он нужен?

А ведь сложившаяся мировая практика такова, что на развитых рынках частному инвестору достаточно взглянуть на имеющийся у страховщика рейтинг, чтобы принять решение – доверять ему свои деньги или нет.

И вот почему. Во–первых, разобраться в балансах финансовых (а тем более транснациональных) компаний под силу только профессионалам, а рейтинговые агентства именно таковыми и являются.

Во–вторых, доверие к рейтингам основывается на статистике. Согласно данным агентства Standard & Poor's Corp., из страховых компаний, получивших в 1987 году рейтинг «ССС» (ненадежный), через 10 лет разорилось 42,7%! Из обладателей рейтинга «В» (низкий уровень надежности) – 25,6%, «ВВВ» (удовлетворительная надежность) – 3,7% и всего 1,1% – с наивысшим рейтингом «ААА»(см стр 30).

Статистика банкротств демонстрирует, что с помощью рейтинга реально оценить риск потери денег, отданных страховщику. Зависимость простая: чем ниже рейтинг, тем больше шансов потерять вложенные средства. И не нужно анализировать ее годовые отчеты, пытаться узнать, где она размещает страховые резервы – насколько надежны банки, в которых хранятся собранные у клиентов деньги, и что ожидает ценные бумаги, в которые они тоже вложены. Отпадают вопросы о порядочности партнеров, у которых компания перестраховывает свои риски. Всю эту информацию перелопачивают аудиторы, а затем – рейтинговые агентства.

В связи с этим рейтингование – процедура для «серого» страхования крайне неприятная. Ведь чтобы получить хорошую оценку потребуется основательно почистить балансы, вывести из них схемные решения, подтянуть управление рисками, показать стабильные и растущие источники поступления собираемых премий и умение ими грамотно распоряжаться.

А ведь за сами услуги рейтингового агентства и аудиторов придется заплатить. Суммарные затраты на получение рейтинга могут потянуть на $100–150 тыс. Причем присуждается он всего на год, и за каждый последующий пересмотр также придется платить. Для украинских компаний названная цифра – большие деньги, которые только ради имиджа они тратить не будут. «Само рейтингование достаточно дорогое. Поэтому мы хотели бы сначала развить компанию, увеличить стоимость бизнеса, а потом уже проходить получение рейтинга, – рассказывает заместитель председателя правления СК «Блакитний поліс» Василий Сохацкий.

К тому же полученный рейтинг может оказаться и не слишком хорошей рекламой для компании. И не только из–за сомнений в финансовой надежности. «Существует проблема – международный рейтинг компании не может быть выше рейтинга самой страны. А поскольку рейтинг Украины сегодня не так высок, как хотелось бы, любая компания, находящаяся на территории Украины, вне зависимости от своих успехов в бизнесе воспринимается через призму своей страны», – отмечает Алина Лобанова, зампредседателя правления перестраховочной компании VAB Re.

А ты знаешь, кто у меня папа?

И все же те компании, которые решились на процедуру рейтингования, явно будут в фаворе у знающих клиентов. Кстати, вхождение страховой компании в иностранную финансовую группу, имеющую международный рейтинг, не означает автоматического распространения этого рейтинга на дочернюю компанию. Здесь очень важно не ошибиться. На «стремных» развивающихся рынках (вроде нашего) корпорации открывают не филиалы, по деятельности которых они несут полную ответственность, а дочерние национальные предприятия, являющиеся автономными структурами. Поэтому все риски работы подразделения в Бангкоке или Киеве там и остаются, мало влияя на красивые отчеты мирового гиганта. Причем наличие иностранной «доли малой» в уставном капитале украинской компании не обязывает заграничного «родителя» нести юридически обусловленную ответственность за просчеты местной компании. Разве что моральную.

Дочерние компании рейтингуются совершенно отдельно. Иногда материнская структура может предоставить специальные безотзывные гарантии на свои подразделения, что встречается крайне редко.

О чем это говорит

Рейтинг имеет оговоренный срок действия. Если до его истечения рейтинг не продлен – он не действителен. Из соображений целесообразности компании часто не продлевают рейтинг или вообще не связываются с этой процедурой, если не рассчитывают, что он будет достаточно высоким. Следует также различать общий рейтинг компании и рейтинг по виду долговых обязательств, например, облигаций, который указывает лишь на способность выполнения компанией взятых на себя обязательств по конкретным ценным бумагам.

Чьих Вы будете?

Чтобы не ошибиться в выборе партнера, потребителю следует обратить внимание на совершенно неприметную деталь: каким образом страховщик декларирует иностранный капитал в своем уставном фонде. Есть компании, которым нечего скрывать, и они честно говорят, мол, 51% – доля такой–то финансовой группы, а 49% – доля местных учредителей. И следует задуматься, по какой причине компания, декларирующая, что она «дочь» мирового бренда, старательно скрывает степень своего родства с ним. Причина может крыться в весьма отдаленном и опосредованном отношении известной структуры к местной компании. Например, в символическом участии – 5% в уставном капитале и предоставлении права использования своего наименования в названии украинского страховщика.

И что мы видим?

Если проанализировать уже полученные(и неполученные) украинскими страховщиками рейтинги, становится грустно. Самый высокий статус имеет только лидер рынка по сбору страховых платежей – СК «Лемма». Ей присвоен рейтинг «B+» («Good»/»хороший») агентством A.M.Best. «Согласно шкале A.M.Best Co., «В+» входит в группу «надежных рейтингов», характеризующих финансовую устойчивость страховщика. К этой группе принадлежат рейтинги «А++» и «А», относящиеся к подгруппе «превосходных», «А» и «А–», относящиеся к «отличным», «В++» и «В+», относящиеся к «хорошим» рейтингам. Ниже «надежных» рейтингов находится группа «уязвимых» – от «В» и «В–» до «С» и «С–»«, – пояснил президент СК «Лемма» Сергей Чернышов.

Достаточно крупная в Украине компания (входящая в первую десятку лидеров рынка) СК Generali Garant (бывшая «Гарант–авто») получила международный рейтинг низкой надежности «Bа3» и национальный стабильный – Aaa.ua (оба – Moodys). Поспешные выводы по этому поводу делать не стоит – ведь, как мы уже говорили, украинским компаниями здорово портит имидж низкий инвестиционный рейтинг самой страны Украины.

Один из самых высоких рейтингов, по данным РА «Эксперт–рейтинг», – «А3» (высокий уровень надежности со стабильными перспективами) – имеет только СК «АСКА». Остальные украинские компании, заявившие «Деньгам», что они имеют рейтинг российского агентства, на сайте такового вообще не обнаружены (www.raexpert.ru/ratings/insurance). Впрочем, печалиться нам по сему поводу не стоит – российские и укринские рейтинговые агентства еще не располагают специалистами с много–многолетним опытом рейтингования и потому к присваемым ими рейтингам отношение… ну, скажем мягко, не столь трепетное, как к тем, что выставляются авторитетными международными агентствами.

Автор:  Юрий Лацис
Источник:  Деньги-ua
URL статьи:  http://dengi-ua.com

«« Вернуться на первую страницу раздела



Адміністрація сайту не завжди поділяє думку авторів чиї статті розміщені на ресурсі.
При використанні матеріалів сайту гіперпосилання www.insurancebiz.org обов'язкове.
© 2006-2024 Асоціація Страховий Бізнес