Страховой рынок – на пороге краха. Через 10–15 месяцев начнутся массовые банкротства.
То, что сейчас происходит на страховом рынке, можно назвать мыльным пузырем. И вопрос не в том, лопнет он или нет. Вопрос – когда. А все потому, что финансовая отчетность, которую составляют страховые компании, совершенно непоказательна,
– заявил в разговоре с автором руководитель крупной страховой компании.
– А как же аудиторские проверки!? – спросила я собеседника.
– Аудиторские выводы о финансовой отчетности страховых компаний в большинстве случаев делаются без соответствующей проверки. Конечно, это позор аудиторской профессии. Но проверять корректность ведения всего первичного учета не является задачей стандартной аудиторской проверки, – пояснил предсказатель краха страхового рынка.
– Но проверить порядок формирования резервов, платежи и выплаты аудитор просто обязан, – возразила я.
И тут выяснился любопытный факт. Оказывается, аудит резервов в нашей стране не делает никто.
Ситуация на рынке
Стандарты бухгалтерского учета, утвержденные Минфином, не учитывают специфику страхового бизнеса. Например, ни в одной из пяти форм отчетности нет графы «собранные страховые премии», как нет и графы «заработанные страховые премии». Зато имеется графа «выручка от реализации». Что должен в ней отразить страховщик – непонятно, прежде всего, ему самому. Продав полис, компания не имеет права положить платеж себе в карман, а должна уплатить с этой суммы 3% налога, вычесть затраты на ведение дела и сформировать резерв. Также нет у страховщиков единого понимания себестоимости реализованной продукции. Поэтому при заполнении отчета о финансовых результатах бухгалтер сам решает, что отражать в той или иной графе. Формы финансовой отчетности едины для всех, но заполняют их по–разному. Госфинуслуг не придавала и не придает большого значения порядку составления этой отчетности, потому что разработала собственные формы отчетности, где содержится более подробный отчет о доходах и расходах страховщика, выплатах, сформированных резервах по видам страхования и перестрахования», – говорит директор аудиторской фирмы «Галар–аудит» Андрей Климов. На самом деле уже сейчас многие крупные и средние компании находятся в состоянии, за которым, на Западе последовало бы банкротство. Однако собственники не хотят терять вложенные в компании средства и всеми правдами и неправдами поддерживают эти структуры на плаву. Единственный выход для них – скорейшая продажа иностранцам, которым нужны площадки для старта в Украине. Иностранцы, в свою очередь, сталкиваются с невозможностью эффективно оценить приобретаемый бизнес, да и не всегда пытаются это сделать. Во многих случаях украинские СК покупаются частями, а сделка растягивается на несколько лет. Таким образом иностранцы разделяют ответственность за развитие покупаемой структуры с нынешними собственниками и менеджментом.
Оценить невозможно
Госфинуслуг еще в 2005 году разработала рекомендации по анализу деятельности страховых компаний – тесты раннего предупреждения. Но их применение ничего не гарантирует. Работая в нескольких украинских компаниях, я столкнулся с ошибками в отнесении доходов и расходов к конкретным периодам. В страховых компаниях часто можно увидеть, что доходы от полученных премий по полисам, выставленным и оплаченным в конце данного года, отнесены на прибыль следующего года. В результате расходы и доходы определяются некорректно»,– говорит финансовый директор ИФГ «ТАС» Ярослав Водницкий. С помощью тестов раннего предупреждения оценить финансовое состояние страховщика можно, только имея на руках его отчетность по формам Минфина и Госфинуслуг. Однако информация, поступающая в Госфинуслуг, рынку недоступна, потому что СК обязаны публиковать годовую отчетность только в формах, утвержденных Минфином. Поэтому потенциальный инвестор может составить относительно объективное представление о компании, только начав официальные переговоры о ее покупке.
Куда смотрит регулятор
Официально получить качественную информацию о страховщике нельзя и в Госфинуслуг. Тем не менее, комиссия располагает информацией о реальном положении дел в компаниях, но публично об этом не говорит, ссылаясь на законодательство. Дескать, отчетность СК, переданная регулятору, – коммерческая тайна. Но самая главная проблема – в Госфинуслуг почти нет квалифицированных аналитиков, умеющих читать отчетность. В результате регулятор оглашает только общие цифры по рынку, стараясь не обнародовать конкретную информацию о подопечных. Жестких мер комиссия к страховщикам пока не применяла, не считая закрытия ряда компаний, замеченных в схемных операциях по выводу средств за рубеж. До сих пор стратегия Госфинуслуг в отношении проблемных компаний сводилась к тому, что им предоставляли возможность восстановить платежеспособность за счет видов страхования, убыточность которых минимальна. А для того, чтобы у СК не было соблазна принимать на страхование все подвернувшиеся под руку риски, регулятор приостанавливал действие лицензий на массовые виды страхования и на те, по которым систематически не выполняются обязательства. Наиболее часто запретным плодом становились «автогражданка» и КАСКО. Чиновников, всеми силами пытающихся избежать применения жестких мер, можно понять – банкротство крупной компании не может пройти незаметно для рынка. Причем ударит не только по имиджу страховщиков, но и по их платежеспособности. Подобная политика регулирования рано или поздно приведет к обвалу рынка по модели цепной реакции, так как у СК не только дутые активы, но и риски они перестраховывают друг у друга. Финансовый кризис обойдет только те компании, которые правильно формируют резервы и не занижают тарифы. А таких на рынке единицы. Регулятор, по мнению экспертов, публично признает кризис на страховом рынке только в случае банкротства крупных системных компаний, когда пострадают интересы граждан.
В результате кризиса количество страховых компаний на рынке сократится в разы. Это, с одной стороны, неплохо – Украине не нужно более 400 СК. С другой стороны, обвал рынка заморозит его развитие минимум на несколько лет. До начала кризиса при сохранении нынешних тенденций эксперты отводят 10–15 месяцев.
Что изменит ситуацию
В неизбежности кризиса большинство страховщиков уже не сомневаются. Председатель правления СК «Дженерали Гарант» Юрий Лахно утверждает, что небольшие компании обвалятся быстрее, потому что у крупных СК оборот денег длиннее, и они смогут протянуть еще 2–3 года, затягивая выплаты. В то, что Госкомиссия сможет противостоять обвалу страхового рынка грамотными регуляторными мерами, никто не верит. Госфинуслуг сильно подвержена политическому влиянию, следовательно, основанием для назначения на ведущие посты являются требования конъюнктуры. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации для собственника, который заинтересован в сохранении бизнеса, может стать параллельное ведение учета по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Что некоторые СК уже и делают, в основном, по требованию западных . инвесторов.
На составление отчетности по двум стандартам украинских страховщиков толкает также желание сотрудничать с иностранными перестраховщиками. Причем, не только передавая им риски, но и принимая зарубежные риски на себя. Введение МСФО может быть обусловлено и планами выхода на международные рынки заимствований (о намерении выйти на IPO в этом году заявили «Восточно–Украинское страховое общество» и СК «Универсальная»), и получением рейтинга у международного агентства, и поиском стратегического инвестора. По мнению гендиректора СК – Крона» Анатолия Иванцива. 90% компаний переходят международные стандарты именно для привлечения инвестиций. «Думаю, рынок перейдет на МСФО самостоятельно – для привлечения стратегического инвестора или выхода на IPO, не дожидаясь официального принятия стандартов. Ведь международная отчетность удобнее тем, что это стандарт, который понимают все», – отметил господин Иванцив. Разговоры о необходимости перевести страховой рынок на МСФО начались в 2005 году с подачи Госфинуслуг. Сейчас за такой перевод ратует Минфин, подготовивший концепцию перехода с 2010 года на международные стандарты отчетности эмитентов ценных бумаг, банков, страховых компаний и финучреждений, привлекающих средства населения. Но, несмотря на громкие заявления и даже наличие концепции, и Госфинуслуг (по причине отсутствия специалистов), и Минфин тормозят перевод страхового рынка на международные стандарты. Вероятно, каждое ведомство ждет, что делом займется другое, чтобы при положительном исходе разделить лавры, а при падении рынка уйти от ответственности.
Чем страшны МСФО
Разница между международными и отечественными стандартами отчетности довольно существенная. Международные стандарты не предусматривают четкой формы отчетности. В них содержатся общие принципы или правила ведения учета и составления отчетности, в том числе и с учетом особенностей страхового бизнеса. Это позволяет сделать отчетность различных СК правильной и сопоставимой. Также МСФО предполагают более детальное раскрытие информации в части описания принципов финучета и конкретных статей отчетности. Например, международные стандарты требуют раскрытия информации о том, как резервы были сформированы. То есть компания самостоятельно выбирает один из методов расчета резервов, который описывается в примечаниях к отчетности. Отечественные стандарты предусматривают только выведение некой цифры без объяснения, как она получена.
Введение международных стандартов поможет структурировать рынок, выделив финансово устойчивые и требующие санации компании. Но это сопряжено с рядом проблем.
Первая – необходимо привести налоговый учет в соответствие с МСФО.
Вторая проблема – отсутствие квалифицированных кадров. Разработкой методической базы по международным стандартам отчетности должна заняться Госфинуслуг, но специалистов необходимого уровня в комиссии нет.
Третья проблема – сроки. Чтобы перейти на МСФО с 2010 года компаниям нужно начинать вести отчетность по международным стандартам уже в 2009 году, чтобы можно было сопоставить показатели на начало и конец года. Для компаний это означает дополнительные затраты уже со следующего года, так как необходимо обучить персонал, найти подходящий программный продукт и упорядочить учет. По словам господина Иванцива. при переводе отчетности на международные стандарты затраты на обучение персонала будут небольшими – около 100 тыс. грн.
Как покупают кота в мешке
Несмотря на хаос с финотчетностъю страховых компании, отечественный рынок остается привлекательным для профильных западных инвесторов. Расширение их бизнеса идет за счет растущих рынков. Доля страхования в отечественном ВВП составляет около 3%. И потенциал роста у рынка колоссальный – по экспертным оценкам пока застраховано лишь около 10% рисков. Но сколь бы заманчивыми ни были перспективы. серьезный инвестор все же должен оценить свои риски. До сих пор немногие крупные иностранные игроки проводили качественную оценку покупаемого актива. Большинство вполне устраивала «оценка на глаз» – если цена покупки не превышала 30% годового дохода материнской компании, такое вложение инвестор оценивал как нерисковое. Ведь потенциально доходность от инвестиции в украинский страховой рынок достаточно высока. И все же. считает господин Иванцив, выводы о финансовой устойчивости компании, позволяющие принять инвестиционное решение, сделать можно даже на основании нашей отчетности. Первоначальную выборку компании для покупки можно сделать на основании общедоступных финансовых показателей за несколько лет. Как правило, оценку финансового состояния СК, по словам господина Климова, начинают с изучения динамики основных показателей ее деятельности: уставного фонда, собственного капитала, активов, чистой прибыли, страховых платежей, резервов и выплат. При этом часто незаслуженно большое внимание уделяют осуществленным страховым выплатам и отношению страховых выплат к страховым премиям (уровень выплатили коэффициент убыточности). «Большие выплаты могут говорить не только о том, что страховая компания выполняет свои обязательства перед страхователями, но и о том. что она неадекватно оценивает риски, принимая их на страхование. Ведь по своему экономическому содержанию страховые выплаты являются убытками для компании. Поэтому нельзя однозначно заявлять, что лучше та страховая компания, у которой выплаты больше», – говорит господин Климов. Важное значение имеет форма управления страховщиком – единоличное или коллегиальное. Если руководство единоличное, то велика вероятность диктата со стороны собственника (ков), а значит возможны фактичные договора и серые операции со связанными лицам, а это потенциальному инвестору невыгодно.