На главную страницу
 
Головна
Про нас
Новини
Обговорення
Оголошення
База знань
Пошук
Карта сайту
Коментарі
Інтерв'ю
Аналітика
Рейтинги
Поиск по сайту

Обговорення / Аналітика / Аналітика

Жизнь ? за гривню

Версия для печати Версия для печати
16.12.2008 

Доллар теряет позиции среди страхователей жизни: сегодня они предпочитают заключать долгосрочные договоры в национальной валюте, присматриваясь и к золоту.

На рынке лайфового страхования началась неразбериха. По данным компаний, еще на начало текущего года до 80% их страхователей — физических лиц — заключали долгосрочные накопительные договоры в иностранной валюте — долларах или евро (исключение составляли лишь страховщики, изначально продававшие только гривневые полисы). Валютная лихорадка последних месяцев принесла большинству страхователей ощутимые потери: расходы украинцев, заключивших долгосрочные накопительные договоры в валютном эквиваленте, изрядно «подросли». Пересчитывая свои страховые взносы по стремительно растущему курсу доллара, страхователи в итоге попали в ту же ловушку, что и банковские заемщики.

Гривня forever!

Резкий рост курса доллара привел к возрастанию финансовой нагрузки на клиентов лайфовых СК. Правда, страхователям не пришлось переживать из-за дефицита валюты в обменных пунктах и втридорога скупать валюту янки по коммерческому курсу. Согласно законодательству, платежи по страхованию жизни вносятся в гривне и пересчитываются по курсу НБУ на момент уплаты взноса.

Еще один плюс для клиентов СК — в отличие от банков, страховщики не применяют штрафных санкций при просрочке платежа. В этом случае практически все компании готовы предоставлять гражданам отсрочку (в зависимости от СК — от 45 дней до трех месяцев). «Кроме того, если клиенту не под силу вносить платежи, он всегда может перевести договор в «оплаченный». Страховая сумма просто будет пересчитана в соответствии с резервом, который СК сформировала для страхователя на момент остановки уплаты взносов», — поясняет Роман Дэнис, национальный менеджер Grawe Group в Украине.

Однако лояльность компаний и «пожарные» методы не в состоянии удержать охлаждение граждан к столь любимой еще вчера валюте. Страховщики констатируют: валютные предпочтения украинцев начинают меняться, они все чаще задумываются о страховании в гривне. В некоторых СК уже отмечены случаи конвертации договоров в национальную валюту, в некоторых этот процесс стал повальным. Соответственно, складывается и структура портфелей страховщиков. «На сегодняшний день 90% наших клиентов заключили договоры в гривне. Мы стараемся не советовать своим клиентам, в какой валюте страховаться, но большинство из них все-таки выбирают национальную валюту», — отмечает Остин Кимм, президент СК Renaissance Life.

По словам страховщиков, курсовая нестабильность обходится компаниям не менее дорого, чем их клиентам. Дело в том, что формировать резервы СК обязаны в той валюте, в которой несут ответственность перед страхователем. При этом они получали платежи от клиентов в гривне по курсу НБУ, а покупали СКВ на межбанке по текущему курсу, который мог серьезно превышать официальный. Ситуация мало изменилась даже после того, как Нацбанк заявил о решении устанавливать плавающий официальный курс доллара на основе межбанковского. Дело в том, что между получением компанией платежа и покупкой валюты проходит немало времени. Страховщики накапливают договоры, а затем подают заявку в Госфинуслуг, чтобы получить разрешение на приобретение СКВ. Так что к моменту, когда компании начинают скупать инвалюту, текущий курс может изрядно превышать тот, по которому насчитывались платежи. В итоге, говорят страховщики, курсовую разницу им приходится оплачивать за счет собственных средств.

На самом деле СК нередко прибегают к хитростям, перекладывая такие затраты и на клиентов. Некоторые компании закладывают возможность курсовых колебаний в тариф. Еще часть СК вычитают понесенные затраты из суммы дополнительного инвестдохода, который по итогам года начисляется по долгосрочным договорам. В результате и без того сравнительно невысокий инвестиционный доход по валютным полисам может быть частично «съеден».

Тем не менее страховщики сегодня сами активно переориентируют клиентов на гривню. «Некоторые СК вообще приостановили заключение договоров в инвалюте», — рассказала Галина Третьякова, председатель правления СК «ПРОСТО Страхование». В большинстве же компаний терпеливо разъясняют клиентам минусы полисов в СКВ. Среди основных аргументов :

  • непредсказуемость курса валют;
  • возможное увеличение финансовой нагрузки на клиента;
  • конечно же, сравнительно низкий дополнительный инвестдоход.

Поскольку компании львиную долю резервов сейчас размещают на банковских депозитах, доходность полисов напрямую связана со ставками вкладов. Цены на депозиты в СКВ значительно ниже, чем на гривневые вклады. Соответственно, обладатели валютных договоров получают меньше бонусов. Кроме того, раньше практически все СК устанавливали одинаковую 4%-ю гарантированную доходность по договорам во всех валютах. Но за последнее время многие страховщики снизили гарантированную ставку по долларам и евро до 2-3%, не рискуя брать на себя слишком высокие обязательства.

Заключать договоры в «экзотических» валютах компании также не решаются. Хотя они утверждают, что при стабильном рынке могли бы предложить клиентам большее разнообразие. «Компании могут предлагать (и предлагали) договоры, номинированные и в швейцарских франках, и в японских йенах. Но сейчас любые вариации в отношении валютных полисов опасны, поскольку отсутствует политическая поддержка НБУ по вопросу покупки соответствующей валюты. Кроме того, СК просто не понимают, по какому курсу они могут и должны работать с клиентами», — говорит Галина Третьякова.

Золотые гарантии

Один из вариантов, которым могут воспользоваться страхователи в нынешней ситуации, — заключение договора в «золотом» эквиваленте. Аналитики отмечают, что в разгар кризиса «желтый» металл стал пользоваться у граждан особой популярностью. Продажи золота в банках за октябрь возросли в три-четыре раза. Правда, финансисты констатируют, что, скупая металл, украинцы не торопятся относить его на депозиты, вместо этого забивая золотом ячейки в банках. Параллельно вырос спрос и на «золотые» полисы. Согласно условиям таких договоров, страхователь ежегодно вносит гривневый платеж, эквивалентный, например, стоимости 100 г золота (размер взноса рассчитывается по курсу НБУ).

Страховщик в свою очередь покупает на деньги клиента драгоценный металл и размещает его на «золотом» депозите в банке. Таким образом, в течение 10 лет можно стать обладателем килограммового слитка золота. По окончании срока договора СК продает металл по курсу, действующему на момент окончания полиса, и выплачивает страхователю возмещение. Плюс к этому клиент получает гарантированный и дополнительный инвестдоход, который страховщик сможет для него заработать за время действия полиса. Разумеется, что на весь период застрахованный получает защиту по риску «смерть», а при желании можно включить в договор и потерю трудоспособности.

Правда, рост спроса на «золотые» полисы пока сдерживает небольшое предложение: на сегодня страхование в «золотом» эквиваленте предлагают лишь считанные компании. По мнению страховщиков, несмотря на множество плюсов, этот вид накоплений содержит высокие риски как для компаний, так и для клиентов. Один из них — резкие колебания цен на «желтый» металл и непрогнозируемость курса золота. «Подобные договоры содержат риск потери части дохода, поскольку на момент осуществления страховой выплаты цена драгметалла может упасть», — полагает Андрей Лазоренко, председатель правления СК «Блакитний поліс». Весьма сомнительной выглядит и доходность по «золотым» полисам. «Если полис номинирован в золоте, то и резерв должен размещаться в драгметалле. Но доходность по «золотым» депозитам сейчас низкая. Поэтому такая же невысокая доходность будет и по договору. В итоге СК может не обеспечить клиенту даже гарантированные 4%», — считает Андрей Гаврильченко, директор по страхованию СК «Allianz Життя». Неприятный сюрприз может поджидать страхователя и в момент выплаты страховой суммы. Спред между курсом покупки и продажи «желтого» металла сегодня довольно велик и может достигать 5% и более. В итоге при конвертации золота в наличные по курсу продажи драгметалла клиент теряет около 5% накоплений.

Мнение. Павел Царук. Председатель правления СК «ТАС»

— На первый взгляд, заключая договор в валютном эквиваленте, клиент получает сиюминутную выгоду. Он может внести платеж в страховую компанию по официальному курсу Нацбанка (хотя коммерческий курс в обменных пунктах может быть гораздо выше) и таким образом сэкономить. Но, выиграв пару копеек на одном взносе, клиент получает совершенно другую, более низкую доходность по договору. Он также становится подвержен рискам курсовых колебаний. Если в следующем году доллар вырастет до 10 гривен, то взнос в гривневом эквиваленте увеличится на 40%. То же можно сказать и о «золотом» накоплении. Золото — очень непредсказуемый инструмент. Привязываться к нему — все равно что привязываться к фондовому рынку. Также присутствует риск изменения цены на «желтый» металл на момент покупки очередного слитка. И неизвестно, в чью сторону будет спред — клиента или страховщика. Опять-таки, возмещение компания будет выплачивать из расчета стоимости золота по курсу НБУ, установленному на момент выплаты. Каким он будет — неизвестно. Поскольку большинство украинцев имеют доходы в гривне, то и заключать долгосрочные договоры им выгоднее в национальной валюте.

Мнение. Оксана Голеншина. Председатель правления СК «УСГ «Жизнь»

— Давать прогнозы относительно изменения цены денег (или золота) с течением времени — неблагодарный труд. Более того, сколько людей, столько и мнений. Каждый считает, что он прав, делая свой выбор в пользу той или иной валюты. Мы лишь даем инструмент, а человек выбирает сам, будет это гривня, доллар, евро или эквивалент стоимости золота. Большая часть накопительных договоров в нашей компании сейчас заключается в золоте. В течение осени спрос на «золотые» полисы вырос примерно в три-четыре раза. Остальные договоры обычно номинируются в гривне.

В течение третьего квартала у нас было заключено лишь пару полисов в долларах. Тот факт, что страховщик размещает «золотые» резервы на банковских депозитах, клиентов не пугает. Они понимают, что страховщик ответственен перед ними. И даже если что-то произойдет с банком, они будут обращаться в страховую компанию. Мы соблюдаем принципы диверсификации резервов, поэтому можем гарантировать клиенту сохранность его средств, даже несмотря на отсутствие фонда гарантирования. Пока на рынке не было прецедентов, когда бы лайфовый страховщик обанкротился или не выполнил обязательства

Автор:  Виктория Гончарук
Джерело:  Власть денег
URL статті:  http://www.vd.net.ua/

«« Вернуться на первую страницу раздела



Адміністрація сайту не завжди поділяє думку авторів чиї статті розміщені на ресурсі.
При використанні матеріалів сайту гіперпосилання www.insurancebiz.org обов'язкове.
© 2006-2024 Асоціація Страховий Бізнес