Проекты по страхованию жизни, которые планировалось запустить в 2009 г., отложены до лучших времен.
После заявления о продаже Alico AIG Life и отмены выхода на украинский рынок голландского страховщика ING от выхода на рынок лайфового страхования отказалась СК «Провидна». Акционеров новых СК испугали кризис и отсутствие прогнозов для страхового рынка. Хотя не исключено, что летом на украинский рынок страхования жизни зайдут европейские игроки.
Как стало известно «і», от форсированного выхода на лайфовый рынок отказалась СК «Провидна», планировавшая завершить сделку по приобретению компании по страхованию жизни до конца прошлого года. Планировалось приобрести небольшую СК. «Крупной СК, работа которой совпадала бы с нашей стратегией, мы пока не видим, а покупать компанию, чтобы потом перестраивать все бизнес-процессы внутри, было бы неправильно. Поэтому мы либо найдем компанию со схожей стратегией, либо купим малоизвестную»,— говорил в октябре Вячеслав Черняховский, который должен был возглавить эту компанию.
Но уже в конце года планы акционера — «Росгосстраха» — изменились. «В конце прошлого года акционеры решили отложить открытие компании по страхованию жизни на какое-то время. Причиной послужили невнятные прогнозы относительно будущего страхового рынка, из-за чего нельзя было сделать нормальный бизнес-план. Сделка по покупке компании не была оформлена, мы вовремя остановились. Я думаю, что выход на рынок отложен как минимум до конца года; тогда должно стать понятно, каким будет курс, стоимость газа, инфляция и общая макроэкономическая ситуация»,— рассказал господин Черняховский.
Сейчас он рассматривает несколько вариантов будущего места работы. «Есть несколько предложений. Но ситуация на рынке непростая, и идти куда-либо, чтобы пересидеть, не хочется. Лучше заниматься той деятельностью, к которой привык, с хорошим коллективом. А это сейчас может себе позволить не каждая компания. Кроме того, я не исключаю, что к лету, когда станет понятной экономическая ситуация, мы сможем увидеть несколько выходов иностранных игроков на наш рынок или покупок, которые были запланированы раньше, но отложены, но это будут единичные случаи»,— отметил Вячеслав Черняховский.
От выхода на украинский рынок страхования жизни пришлось отказаться и голландской группе ING. СК «Нова» также пока не планирует форсированного выхода на рынок лайфового страхования. Не в лучшей ситуации оказались и страховщики, занимающиеся страхованием жизни банковских заемщиков. «Те компании, которые сидели на банковском канале страхования, например, «Брама життя», «Ренессанс Life», которые к каждому кэш-кредиту выписывали полис страхования жизни, вынуждены будут констатировать 100%-ное снижение доходности, но, с другой стороны, они недорого обходятся в содержании, так что закрывать их смысла нет»,— считает Дмитрий Гончаров, глава набсовета СК «Страховые традиции».
«У «Брами життя» были очень короткие страховые договоры, и это быстро выводит компанию на рентабельный уровень. Сейчас, поскольку «Дельта Банк» продолжает кредитовать, страховая компания тоже будет продолжать работать. Хотя немного снизятся страховые тарифы, чтобы клиенту было не так накладно платить взносы. Для банка такая страховая компания — это источник получения части дохода. Закрывать компанию нет смысла»,— отмечает господин Черняховский.
В первую очередь, доходы упадут у тех компаний, которые только начали построение агентской сети или она пока не стала приносить доходов. СК, получающие основную массу платежей за счет брокеров, останутся на плаву, хотя доля новых договоров может снизиться. Страховщики неоднократно заявляли, что намерены претендовать на получение средств населения, изъятых из банковской системы.
«Хранить деньги дома смысла нет. Существует риск кражи, к тому же — деньги не приносят дохода. А оформив полис страхования жизни, можно накопить себе на дополнительную пенсию, кроме того, позаботиться о своих родных, которым останутся деньги застрахованного»,— уверяет Павел Царук, предправления СК «ТАС».
Но недоверие населения к финансовой системе отчасти касается и недоверия к страховым компаниям. «Если говорить о том, что лайфовое страхование — это накопительные программы, когда каждый месяц делаешь взнос себе на старость, то я не верю в большие перспективы этого бизнеса и считаю его атавизмом, который достался нам от американских стариков. Хотя нельзя сказать, что этот вид обречен, свой узкий сегмент у этого продукта есть. Для меня лайфовое страхование — это страхование на риск смерти, ведь у каждого из нас после смерти останется семья, которая от нас зависит. И я уверен, что этот сегмент рынка будет расти и развиваться»,— резюмирует господин Гончаров.