Каждая третья компания, страхующая водителей и автомобили в Украине, к концу 2009 года покинет рынок.
Журналист Сергей Лямец с декабря 2008 года пытается получить возмещение от компании, застраховавшей его авто. «Я приобрел полис КАСКО по повышенному тарифу, чтобы получить компенсацию ущерба в том случае, если стану виновником ДТП, — рассказывает он. — Но когда попал в аварию, компания сочла, что ее причиной стала моя «грубая неосторожность», в итоге отказав мне в выплате возмещения». Сергей добивается выплаты через суд. Также он сообщил о случившемся в Госфинуслуг, контролирующую деятельность страховых компаний.
Увы, счет подобных случаев в стране уже пошел на тысячи. «Только в первом квартале 2009-го нам поступило жалоб от клиентов больше, чем за весь прошлый год! Мы уже рассмотрели свыше 1800 таких обращений. И с каждым днем их количество растет», — сообщил в интервью «ВД» Виктор Суслов, глава Госфинуслуг (подробнее — см. интервью на стр. 24-26).
За минувший месяц Госфинуслуг запретила продавать полисы ОСАГО (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности за ущерб, нанесенный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц) и КАСКО (добровольное страхование самого транспортного средства) 18 компаниям, лишив их соответствующих лицензий. И это — только начало. По прогнозам регулятора, уже к концу 2009-го автострахованием будут заниматься не более 50 компаний, по сравнению с сегодняшними 150-ю.
Удержаться на плаву
Чтобы закрепиться на одном из самых денежных сегментов страхования — автомобильном, — ряд компаний в течение последних нескольких лет вели агрессивную политику. Демпинговали, тратились на масштабные рекламные кампании и не утруждали себя формированием достаточной финансовой «подушки безопасности» в виде гарантийного фонда (подробнее — см. «Страховые компании с наименьшей финансовой «подушкой безопасности»). Когда же убыточность по полисам ОСАГО и КАСКО начала расти, достигнув 30-35% и 60-80% соответственно, у многих страховщиков денег для выплат не нашлось. А случившийся финансовый кризис лишь усугубил последствия недальновидной политики управления рисками.
«До 75% страховщиков — членов Моторного бюро могут покинуть сегмент «автогражданки» (на данный момент 20 компаниям уже грозит исключение из Моторного (транспортного) страхового бюро, 137 членов которого, по действующему законодательству, имеют исключительное право на продажу полисов ОСАГО — прим. «ВД»)», — прогнозирует Валерий Ушневич, начальник отдела внешних связей СК «Глобус».
По оценкам Сергея Шелеста, директора СК «Провита», 10-20% страховщиков вообще уйдут из сегмента автострахования вследствие ужесточения надзора со стороны Госфинуслуг или остановки лицензии. Еще более пессимистичен в оценках Томаш Тарковский, член правления СК «ПЗУ Украина», полагая, что к концу 2009 г. количество компаний, торгующих полисами ОСАГО и КАСКО, сократится на треть.
Между тем рынку автострахования прогнозируют рост. «По «автогражданке» и КАСКО застраховано не более 15-20% украинского автопарка. Т. е. у рынка есть огромный потенциал для роста», — полагает Юрий Лахно, член координационного совета Моторного бюро Украины (МТСБУ). С учетом того, что только в 2008 г. продажа полисов ОСАГО и КАСКО пополнила страховую копилку на 6 млрд грн., а количество застрахованных авто (по данным Моторного бюро) будет расти, то в ближайшие три года выжившие СК поборются за 12-27 млрд грн. ежегодных премий. Около 70% из этой суммы, по оценкам экспертов рынка, опрошенных «ВД», поделят между собой не более десяти компаний. Таким образом, мы станем свидетелями укрупнения рынка автострахования (подробнее — см. «Доля рынка десяти крупнейших СК…»). «Увеличение доли первой десятки компаний (в сегменте автострахования — прим. «ВД») произойдет за счет того, что крупные страховщики будут скупать портфели участников рынка, которые не выдержат последствий кризиса и не смогут выполнить требования регулятора», — убежден Томаш Тарковский.
В десятку
Автострахование становится все более затратным бизнесом. Причина тому — не только рост выплат вследствие курсовых колебаний, но и удорожание услуг агентов, продающих полисы ОСАГО и КАСКО. Если в 2007-2008 гг. эта статья расходов у страховщиков занимала не более 1-5% от суммы собранных премий, то к маю с. г. услуги распространителей подорожали более чем в восемь(!) раз.
В итоге мелкие и средние компании, лишенные поддержки со стороны крупных украинских или западных акционеров, отказались от продажи собственных полисов, сменив амплуа на агентов сбыта договоров крупных компаний, к примеру, таких, как «Оранта», «Провідна», «Дженерали Гарант», «ИНГО-Украина», «Страховая группа «ТАС». «В 2009-2010 гг. мы увидим снижение деловой активности у средних и мелких СК из-за отсутствия или уменьшения ресурсов, необходимых для поддержания бизнеса», — считает Виктор Шевченко, заместитель председателя правления СК «ИНГО-Украина».
По данным источников «ВД», к маю с. г. на продажу выставлены свыше 30 страховых компаний, среди которых — «Днепринмед», «Украина», «Галактика». О готовности покупать СК или их филиалы заявляли представители как иностранных групп, уже владеющих бизнесом в стране (австрийские Vienna Insurance Group и Grawe, австралийская «QBE Украина»), так и украинские компании, например, «Страховая группа «ТАС», «НОВА». Кроме того, к разряду потенциальных покупателей относят французскую AXA Group. «Мы находимся на старте сделок М & A в страховом секторе, а услышим о них уже к концу года. К нам обращаются с предложениями о покупке той или иной компании или портфеля клиентов. Но некоторые из СК уже поздно продавать», — отмечает Олег Спилка, глава набсовета СК «Оранта».
Шансы быть купленными выше у региональных компаний: они могут стать подспорьем для крупных игроков при выстраивании филиальной сети. Такой стратегии развития, к примеру, придерживаются Vienna Insurance Group и СК «Универсальная».
Впрочем, поглощение может происходить и по другой схеме — переманивание клиентов у находящихся на грани краха СК, а не скупка компаний.
Но в конечном итоге конфигурация рынка после кризиса во многом будет зависеть от действий Госфинуслуг по ликвидации страховщиков, а также его позиции в вопросах сделок слияний-поглощений.
Оценка платежеспособности СК
Основным показателем платежеспособности СК являются страховые резервы. Но в Украине компании умудряются их раздувать. К примеру, за счет накачивания кредитными ресурсами в день подачи отчетности либо же путем приобретения «мусорных», неликвидных ценных бумаг. В этих условиях более объективную картину демонстрирует соотношение гарантийного фонда к собранным премиям. Чем оно выше, тем более уязвима компания.
Сергей Корень, первый заместитель председателя Госфинуслуг
— На сегодняшний день некоторым страховщикам грозит остановка лицензии из-за невыполнения своих обязательств по договорам автострахования КАСКО и ОСАГО. Госфинуслуг применяет к нарушителям разные меры воздействия — начиная с предписаний и штрафов, заканчивая остановкой лицензии или аннулированием и введением временной администрации. Также мы рассматриваем возможность ужесточения требований к автостраховщикам — через введение дополнительных нормативов. Но основные проблемы сектора связаны с системой платежеспособности страховщиков. Например, до сих пор не действует Положение по формированию резервов рисковых СК, которое было отменено через суд самими компаниями. Это означает, что СК могут размещать резервы в сомнительных активах, например, «мусорных» ценных бумагах. Жертвами подобной вседозволенности становятся клиенты.
Елена Машаро, вице-президент страховой компании «АСКА»
— Сейчас по КАСКО застраховано не более 1 млн (из 11,5 млн) транспортных средств, а «автогражданкой» охвачено менее половины машин. Несмотря на постоянный рост убыточности «автогражданки» и высокую долю расходов на ведение дела, СК заинтересованы в автостраховании как в «паровозном» виде, с которого начинается продвижение продаж других продуктов: страхования квартир, от несчастного случая и т. д. Выстоять в кризис смогут СК, которые умеют считать. Те, кто живет одним днем, демпингуя, выплачивая завышенные комиссионные посредникам, уйдут с рынка. Хорошо, если компании будут уходить с рынка, выполнив свои обязательства перед клиентами.
Виктор Суслов: «Госфинуслуг не смирится с попытками страховых компаний отказаться от страховых выплат»
Виктор Суслов, председатель Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины, рассказал в интервью «ВД» об истинном положении вещей в финансовом секторе. Страховые компании доигрались. Действие лицензий как минимум у двух топовых автостраховщиков находится под большим вопросом. Причиной послужило повальное неисполнение своих обязательств перед гражданами — задержки с выплатами или же нелегитимные отказы в компенсациях. В ближайшее время граждане могут увидеть массовое закрытие более сотни фиктивных СК. Не менее серьезная ситуация — на рынке кредитных союзов, в которых «застряли» десятки миллионов депозитов украинцев.
«Компании, не выплачивающие возмещение, — объект для пристального внимания со стороны Госфинуслуг»
Украинцы, пострадавшие в ДТП, не могут получить своевременно возмещение от страховщиков. Как намерена поступать с такими СК Госфинуслуг?
— На двух последних заседаниях (26 и 28 мая — прим. «ВД») Госфинуслуг лишила лицензий девять страховых компаний и вывела их из реестра. Началась зачистка рынка от неработоспособных и неплатежеспособных компаний. При этом СК, которые не в состоянии выполнить свои обязательства, в отдельных случаях пытаются выстраивать финансовые пирамиды. Чтобы собрать деньги для расчета с уже существующими клиентами, компании, не обладающие достаточными страховыми резервами, начали продавать полисы по демпинговым тарифам. Главная задача Госфинуслуг — не дать таким страховщикам втянуть граждан в финансовые пирамиды.
Некоторые компании заявили о введении моратория на выплаты.
— Это абсурд! Мы никогда не смиримся с попытками СК отказать в страховых выплатах. Некоторые страховщики, в одностороннем порядке публично объявившие о введении моратория на выплаты, для Госфинуслуг станут объектами особого внимания.
Но не все проблемы начались из-за политики собственников. По платежеспособности, капиталу и страховым резервам СК нанесен удар — из-за кризиса и действий наших коллег в банковском секторе. Это привело к массовым неплатежам по полисам. В комиссию за первый квартал 2009 г. поступило жалоб больше, чем за весь прошлый год, а за последние пять месяцев мы получили 1873 претензии от граждан относительно невыполнения обязательств СК. Каждый день количество таких обращений растет.
В интервью «ВД» замглавы СБУ Валерий Хорошковский назвал в качестве ключевой причины финансовых затруднений намеренные действия акционеров компаний. Как Госфинуслуг осуществляет взаимодействие и контроль над собственниками?
— Есть разные акционеры. Одни заботятся о своих бизнесах, докапитализируют. К концу кризиса их компании выстоят, хотя им будет непросто. Госфинуслуг планировала поддержать такие СК.
Некоторые собственники страховщиков решили не бороться с созданными ими же проблемами. Они просто организовывают новые компании, перекачивают туда деньги, а старые обязательства попросту не выполняют. Из кризиса они надеются выйти в новом, чистом и красивом амплуа. И привлекать очередных клиентов, убеждая их не страховаться в старых компаниях!
Этот номер у них не пройдет! Госфинуслуг меняет философию надзора. Главным критерием становится выполнение обязательств перед клиентами. Например, мы предложили ввести временный мораторий на выдачу новых лицензий на страхование. Жаль, что эту инициативу не понимают министерства и ведомства, которые должны согласовывать наши предложения.
Что касается наших подопечных, то мы ищем альтернативные методы предупреждения переброски активов из действующих страховых компаний в новые, отслеживаем цепочки причастных к таким компаниям лиц. Также работаем над созданием системы консолидированного надзора над финансовыми конгломератами — она предусмотрена меморандумом между НБУ, Кабинетом Министров и МВФ. Но создание такой эффективной системы предполагает постоянное взаимодействие между регуляторами.
Если Госфинуслуг не может отказать даже действующим нерадивым акционерам в выдаче новых лицензий, то каким образом вы планируете обеспечивать стабильность страхового рынка?
— В Украине существуют противоречия между идеей поддержки предпринимательства и защитой граждан. Например, правительство приняло решение об ограничении проверок предпринимательских структур. Мы не знаем, коснется ли это финансового сектора. Если да, то как тогда мы сможем проверять СК?!
В условиях кризиса действия регуляторов финансовых рынков должны быть достаточно жесткими. В то время как Госпредпринимательства предпочитает проводить мягкую политику поддержки предпринимательского сектора в целом. Возникает противоречие. Поэтому мы считаем, что действия Госфинуслуг, а также всех остальных финансовых регуляторов, нужно вывести из-под контроля Госпредпринимательства.
Как повысить эффективность взаимодействия Госфинуслуг с другими ведомствами?
— У нас применяются двойные стандарты при оценке действий финансовых регуляторов. Например, после того как мы отменили мораторий на досрочное изъятие депозитов из кредитных союзов, Минюст вменил бывшему руководству Госфинуслуг нарушение законодательства. В частности, упомянутый мораторий был назван незаконным, противоречащим Гражданскому кодексу. А НБУ Минюст, видимо, не проверял.
Почему мы наказываем СК за невыплаты, а НБУ не наказывает банки за невыдачу депозитов? Мы останавливаем действие лицензии даже большим СК из-за невыплат, а НБУ не отозвал ни одной лицензии! Это же абсурд!
У каких компаний Госфинуслуг будет отзывать лицензии?
— Из 402 компаний, работающих с рисковыми видами страхования, 202 собрали вместе только 1% совокупных премий рынка. Такие СК недокапитализированы и не имеют резервов. Их деятельность в большинстве случаев должна быть прекращена.
У всех ли акционеров хватит средств на докапитализацию своих страховщиков?
— Не у всех. К сожалению, в нашей стране финансовая поддержка будет предоставляться только банкам. Небанковский сектор не получит ничего. В итоге по ряду компаний может быть запущена процедура банкротства. Это не означает, что клиенты ничего не получат — в процессе ликвидации, в зависимости от состояния компании, страхователи могут рассчитывать на возвращение платежей или страховых выплат.
У нас была идея предоставить страховщикам право добровольно размещать часть резервов, в пределах 10%, на счетах НБУ. Цель — обеспечить ликвидность компаниям, чтобы они могли в любой момент в условиях замороженных депозитов снять деньги со счетов в НБУ.
В ответ руководство НБУ заявило, что «если дать возможность страховым компаниям перевести часть денег на счета НБУ в целях обеспечения платежеспособности СК, то это нанесет ущерб коммерческим банкам, которые утратят часть ресурсов».
«Условия игры на рынке кредитных союзов необходимо пересмотреть»
Одним из первых ваших решений на посту главы Госфинуслуг стала отмена моратория на досрочное изъятие депозитов из кредитных союзов. Как вы оцениваете состояние рынка КС в настоящее время?
— Ситуация на рынке кредитных союзов тяжелая. С точки зрения вкладчика, она ничем не отличается от ситуации с банками. Все говорят о необходимости защиты интересов вкладчиков банков. Но почему-то все закрывают глаза на необходимость защиты интересов вкладчиков кредитных союзов. Их клиенты такие же, как и в банках, но в КС сильнее социальный сегмент — среди их членов гораздо больше пенсионеров, малообеспеченных семей и сельских жителей.
На встрече с Владимиром Стельмахом я предложил создать систему рефинансирования КС. Определить уполномоченный коммерческий банк по усмотрению НБУ, выделить на создание системы рефинансирования КС относительно небольшие средства в сравнении с банковской поддержкой — до 1 млрд грн.
Что вам ответил НБУ?
— НБУ играет в «доброго и злого следователя». «Добрый» Владимир Семенович меня внимательно выслушал и позитивно оценил мои предложения. Но Анатолий Шаповалов (первый заместитель главы НБУ — прим. «ВД») отмел все наши предложения.
Если КС будет окончательно отказано в поддержке со стороны государства, значительная часть, особенно крупных КС, понесет тяжелые потери. Госфинуслуг, в отличие от НБУ, деньги не печатает и безналичных не выпускает, мы не можем оказать материальную помощь КС. В тяжелой ситуации оказались КС, действующие во всеукраинском масштабе. Это десятки тысяч членов и сотни миллионов гривен депозитов!
Но в то же время налоговая администрация постоянно разоблачает конвертационные центры, работающие под видом кредитных союзов...
— Работой кредитных союзов сегодня больше озабочена даже не ГНАУ, а правоохранительные органы. Возбуждены сотни уголовных дел, связанных с действиями руководителей, в том числе конвертацией. Были и другие нарушения. Некоторые КС незаконно вкладывали деньги в жилищное строительство, в земельные участки, на чем и прогорели. То, что происходит в системе кредитной кооперации, заставляет законодателя и Госфинуслуг пересмотреть условия игры на рынке. Мы предлагаем внести изменения в Закон «О кредитных союзах»: отказаться от типа КС с «всеукраинским признаком членства». Нельзя раздувать КС до уровня банков, ведь там нет ни такой системы резервирования, ни жесткого контроля нормативов, ни достаточных требований к менеджменту. Чрезмерно разросшиеся КС тяжело контролировать. Будучи кооперативом, они имеют высшим органом управления сборы участников. Но как проведет общее собрание КС, у которого десятки тысяч членов по всей стране?! В итоге ослабляется внутренний контроль, появляется возможность для злоупотреблений. КС должны быть кредитными кооперативами, кассами взаимопомощи. Надо вернуться к классической схеме рынка.
В марте этого года Верховная Рада переподчинила Бюро кредитных историй Госфинуслуг. «ВД» известно о случаях несанкционированного использования содержащихся у них данных. Каким образом Госфинуслуг будет осуществлять контроль над деятельностью этих структур?
— В Госфинуслуг формируется подразделение по надзору над деятельностью бюро. В ближайшее время Минюст передаст нам соответствующую документацию и полномочия.
19 мая Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «О ломбардах и ломбардной деятельности». Какова дальнейшая судьба этого документа?
— В свете перехода на современную систему надзора, основанную преимущественно на оценке рисков, а не только на контроле соблюдения правил, Госфинуслуг детально изучает необходимость лицензирования деятельности ломбардов. Вроде бы ломбарды предоставляют финансовые услуги и подлежат лицензированию. Но за все время их существования сколько было скандалов, жалоб от граждан, связанных с ломбардами? Их практически нет! В ломбардах нет риска утраты гражданами денежных средств. Тогда зачем лицензирование, зачем ужесточение надзора? В развитых странах, таких как Великобритания, за ломбардами вообще нет государственного финансового надзора.
Вот уже несколько лет как кредитные союзы и страховщики добиваются создания саморегулирующих объединений (СРО) в их сегментах. Вы готовы поделиться частью полномочий с саморегуляторами финансовых рынков?
— Мы готовы, но рынки финансовых услуг — нет. На страховом рынке действуют три независимые друг от друга объединения: Лига страховых организаций, Украинская федерация обеспечения и Ассоциация «Страховой бизнес». На рынке кредитных союзов работают три основных объединения участников рынка. В то же время СРО, в рамках его определенных полномочий, может быть только одно. Без консолидации рынка невозможна передача каких-либо полномочий регулятора таким объединениям. Это чревато конфликтами, так как некоторые из них стремятся регулировать не столько себя, сколько конкурирующие объединения.