За время кризиса большинство клиентов лайфовых страховых компаний отказались от валютных договоров в пользу гривневых. В какой валюте лучше страховать свою жизнь сегодня, выясняла «ВД».
На момент начала финансового кризиса, по данным страховщиков, до 70% долгосрочных накопительных договоров было номинировано в долларах и евро. В некоторых СК этот показатель достигал 90%. При стремительно растущем курсе СКВ (только в 2008 году гривня обесценилась более чем на 50%) лайфовые договоры, особенно валютные, стали для многих страхователей неподъемной ношей. Оказавшись на грани разрыва договоров, страхователи рисковали потерять накопленное годами. Ведь при досрочном расторжении компания возвращает клиенту не весь накопленный капитал, а лишь выкупную сумму (в первые два-три года страхования она вообще равна нулю). Но и перевод валютных договоров в гривневые обернулся для граждан серьезными потерями.
Гривня жжот!
Перейдя на гривню, «валютные» клиенты лишились серьезных преимуществ. «Страховые полисы в СКВ позволяют получать не только инвестиционный, но и немалый курсовой доход. Хотя это возможно лишь при условии, что национальная валюта будет девальвировать. В периоды, когда гривня укреплялась, владельцы валютных полисов понесли убытки», — подчеркивает Наталья Щербатюк, аналитик Украинского аналитического центра. — Основной же минус гривневых накоплений — быстрое обесценивание вследствие инфляции.
Дабы не распугать клиентов, страховщики поначалу в «пожарном» порядке изменили правила игры. «Чтобы смягчить финансовую нагрузку на страхователей, им предоставили возможность уменьшить страховые платежи и, соответственно, страховую сумму, редуцировать договор (перевести его в беспремиальный статус) с возможностью последующего восстановления. Клиентам также разрешалось отложить очередной платеж на срок до трех месяцев без каких-либо штрафных санкций», — рассказал Хайс Юкен, председатель правления СК «Фортис Страхование Жизни Украина». Но меры оказалось недостаточными.
В результате большинство СК из-за растущих убытков просто перестало заключать новые договоры в СКВ. (Согласно закону, все «валютные» клиенты на деле платили премии в гривне по официальному курсу НБУ. После чего страховщики закупали «у.е.» уже по коммерческому курсу. Покрывали СК такие затраты иногда за счет собственных средств, но чаще — за счет клиентов, снижая доходность по договорам в долларах и евро.) А уже имеющихся «валютных» клиентов СК активно уговаривали переводить свои договоры в гривню согласно оговоренному законодательством праву изменять валюту страхования. В 2009 г. процесс перевода валютных договоров в гривневые шел особенно бурно. «Если на начало 2008-го в портфеле нашей компании накопительные программы, номинированные в национальной валюте, составляли около 5%, то уже в конце 2009 года их доля превышала 60%», — отмечает Ольга Кондакова, начальник управления маркетинга СК «ТАС».
«Основное преимущество накопительных страховых гривневых договоров — в их стабильности, особенно для страхователей, чей доход формируется в гривне без привязки к курсу. Перейдя на оплату договоров в национальной валюте, клиент ограждает себя от сложностей с внесением премии, поскольку может не опасаться курсовых скачков. Исходя из сегодняшних реалий, договор в гривне более прогнозируем», — уверяет Наталия Невядомская, председатель правления СК «ИНГО Украина Жизнь».
К еще одному «плюсу» полисов в национальной валюте СК относят более высокую ставку инвестиционного дохода, как гарантированного, так и дополнительного. С началом кризиса некоторые компании снизили гарантированную доходность по валютным договорам с 4% до 2-3%. Да и бонусы, которые компании ежегодно начисляют по гривневым полисам (СК обязаны распределять между клиентами не менее 85% инвестдохода), гораздо выше. Это связано с тем, что значительную долю резервов лайфовые СК держат на депозитах. При этом доходность вкладов в гривне почти вдвое превышает ставку по долларовым депозитам и втрое — по накоплениям в евро. Средний инвест доход, который «лайфовики» заработали для клиентов в 2008 году, по долларовым договорам составил 9-12% (вместе с гарантированным), по гривневым — 16-19%. По словам Наталии Невядомской, «тот факт, что инвестиционный доход в валюте в два-четыре раза ниже, чем доход в гривне, в результате отражается на размере страховой выплаты, делая более выгодными накопления в гривне».
Стараясь заманить граждан договорами в национальной валюте, компании идут на всевозможные уступки. Например, некоторые СК согласились снизить размер минимального годового взноса по гривневым договорам, зафиксировав его по «докризисному» курсу.
К примеру, если ранее СК устанавливала минимальный взнос по долларовому полису на уровне эквивалента $400, то сейчас обладатель гривневого полиса может вносить по договору всего 2 тыс. грн. в год. Тогда как владелец долларового полиса будет оплачивать взнос по действующему курсу (по состоянию на 05.03.2010 — 7,98 грн./$), что в сумме составит около 3,2 тыс. грн.
Курсовые трюки
Однако лайфовое страхование в гривне таит и свои «но». Как правило, возможность изменить валюту страхования предоставляется клиенту лишь со второго года действия договора. Хотя процедура конвертации достаточно проста. «Страхователь должен подать заявление, после чего компания осуществляет перерасчет страхового платежа и страхового резерва. Затем страхователь подписывает дополнительное соглашение к договору страхования и в дальнейшем оплачивает договор в национальной валюте», — поясняет Сергей Тарасов, первый заместитель председателя правления СК «Блакитний поліс». Но следует помнить, что при перерасчете страхового взноса и страховой суммы компании могут использовать различные методы. Некоторые СК переводят договоры в гривню по курсу Нацбанка на дату осуществления конвертации. Другие страховщики предлагают пересчитать платеж по льготному курсу, чтобы уменьшить нагрузку на клиентов.
«Перевод валюты происходит по курсу НБУ на дату конвертации или же по льготному курсу. Последний вариант практикуется в случае, если размер платежа по валютному договору для клиента очень высок. В частности, у нас можно конвертировать договор в гривню по курсу 5,0 грн./$ (при смене доллара на гривню) и 7,0 грн./? (при переходе с евро на гривню)», — рассказывает Ольга Кондакова.
Решившись на пересчет взноса по докризисному курсу, страхователь должен быть готов и к потерям. Ведь по этому же курсу компания пересчитает и уже внесенную им в долларовом эквиваленте сумму взносов. Даже если в периоды пика девальвации гривни страхователь платил премию по 9-10 грн./$, накопленный им капитал будет пересчитан по усредненному льготному курсу. Вдобавок страховщик может вычесть из этой изрядно подтаявшей суммы и затраты, понесенные им при купле-продаже безналичной валюты (например, сбор в пенсионный фонд, комиссия банку и пр.).
Прогнозы относительно того, в какой валюте сегодня лучше страховать свою жизнь, противоречивы. Однако некоторые опрошенные «ВД» страховщики полагают, что массовый переход страхователей на гривневые полисы — дань кризису. И уже отмечают нынешней весной обратный тренд — увеличение продаж лайфовых договоров в евро или долларах. А также прогнозируют выход на рынок в послекризисный период комбинированных страховых продуктов.