Наблюдая за трагедией, разворачивающейся в России, украинским чиновникам думалось, что сия чаша минет их. Потому в новостных программах с плохо...
...скрываемым удовольствием давали и дают репортажи с российского пожарного фронта.
За название спасибо Александру Довженко
Но пожары не обошли стороной и наши жидкие леса. С конца июля обстановка стала накаляться. Одновременно заполыхало в разных концах нашей умеренно необъятной родины. И в начале августа «взвились кострами синие ночи». Президент Янукович прервал оплачиваемый отпуск и вернулся в Киев для того, чтобы лично контролировать ситуацию.
Поступающая информация с мест возгораний имеет противоречивый, а часто просто недобросовестный характер. «УНИАН» сообщает: «3 августа 2010 года в лесах Украины были выявлено 34 лесных пожара. Все возгорания ликвидированы на протяжении 3-5 часов силами лесохозяйственных предприятий. В отдельных случаях к их гашению привлекались подразделения МЧС. По предварительным подсчетам, общая площадь поврежденных территорий не превышает 12 га».
34 пожара за 3-5 часов сожгли всего 12 га леса. Однако! Это уже не на пожары смахивает, а на потушенные костры, через которые сигают себе в удовольствие любители шашлыков и барбекю на природе.
Был невольным свидетелем, как в конце июля под Северодонецком оперативно за 5 часов ликвидировали пожар, который успел слизать 200 га соснового бора. А тут такая не поддающаяся учету сверхубойность лесничих и подразделений МЧС.
5 августа очередное сообщение «Интерфакса-Украины»: информагентство, ссылаясь на свой информированный источник, сообщило, что пожар, возникший в Новомосковском военном лесхозе (Днепропетровская область), только в течение четверга ликвидировал около 1000 га леса.
Далее следует информация телепрограммы «Подробности» на «Интере»: «7 августа в Днепропетровской области на территории Новомосковского военного лесничества продолжается ликвидация пожара. Как сообщили в Министерстве по вопросам чрезвычайных ситуаций, высокая температура воздуха, сильный порывистый ветер и резкие изменения его направления на протяжении 6 августа создавали условия для возникновения многих очагов горения, которые в отдельных случаях переходили в верховые пожары и охватили территорию леса площадью около 100 гектаров…»
Выходит, с 3 августа и по 8 августа (день написания статьи) продолжается ликвидация пожара на территории в 100 га 855 чел., а также 88 ед. техники. Попахивает туфтой заявленный размер пожара. Что такое 100 га? Это квадрат со сторонами 1 километр. И этот несчастный клочок леса без торфяников не могут уже 5 дней залить водой 88 единиц техники.
О том, сколько гектаров леса уничтожено к 9 августа по всей Украине, власти молчат в тряпочку. Конечно, столько сгореть, как в России, по определению не может. И не потому, что власти у нас умнее, грамотнее, прозорливее, бескорыстнее, ответственнее и дисциплинированнее российских коллег, а олигархи человечнее и более набожные, а потому, что лесов осталось не так уж много — всего около 10 миллионов гектаров, и вряд ли хотя бы третья их часть представляет промышленный интерес.
Да, пожалуй, ещё такой важный момент, положительно подыгравший Украине в пожарных делах: Украина отстает в деле строительства развитого капитализма от России, хотя очень старается наверстать отставание.
До разгрома лесхозов и распила их недвижимого имущества руки не доходят из-за политической корриды вдрызг. Но результаты борьбы с проклятым социалистическим наследием налицо. Количество пожарных частей в Украине за годы «незалежности» сократили в десять раз. Сегодня в системе МЧС работает 100 тыс. человек и 900 спасательных отрядов. Тогда как в Советском Союзе на территории Украины действовало 9000 таких отрядов. Лесничим платят по принципу — авось сами разбредутся. Гореть леса Украины начали аккурат с приходом капитализма. Только за первые 10 лет «незалежности» произошло 1787 лесных пожаров.
В середине 90-х на Луганщине в разных местах почти одновременно злоумышленно выжгли несколько тысяч гектаров сосновых посадок. До этого они полвека стояли целехонькими, не ведая языков пламени, на площади в несколько гектаров. А тут вдруг дружно заполыхали, да так, что славные пожарники только чесали репу и обреченно разводили руками. Мощности пожарных команд явно не были рассчитаны на новое экономическое мышление граждан, решивших пощупать капиталистическую прибыль посредством поджогов.
Последние крупные пожары происходили в августе 2007 года. На одной Херсонщине, не шибко богатой лесом, сгорели 4000 га лесных угодий. Тогда, помнится, задержали туземца, которого обоснованно подозревали в поджоге лесного массива, а Президент Ющенко лично занимался огнеборчеством, яростно орудуя на пожаре шанцевым инструментом.
Ничего необычного в увеличении количества пожаров нет.
Пожар как повсеместная капиталистическая практика
Очень ярко полыхало в Европе летом 2007 года. Греция две недели в августе горела, как олимпийский огонь. Всей Европой навалились помогать православным. Ущерб от умышленных поджогов составил более 200 млн. евро. Сгорело заживо более 60 человек. Причина пожара банальна, как соленый огурец — борьба за участки благодатно-прибыльной греческой земли. В Греции и прежде были случаи, когда леса поджигали в интересах «черных застройщиков», захватывающих под строительство освободившиеся таким образом лесные участки.
В Испании систематически выгорают леса. Главная причина пожаров — откровенные поджоги. И государство не в состоянии обуздать стихию частного предпринимательства. В Галисии, автономной области на северо-западе Испании, дело поставлено на конвейер. Там поджогами занимаются специальные фирмы, которые сбрасывают с легких самолетов «зажигалки». А чтобы зажигательные устройства в воздухе ненароком не погасли, их крепят к парашютикам. Коммерция нехитрая — в меру горелая древесина, мало уступающая по качеству обычной древесине, скупается по ценам меньшим на порядок.
В Западной Европе за 90-е годы число лесных пожаров увеличилось на 40 процентов: 50 тысяч лесных пожаров приходится на 80-е годы, 70 тысяч — на 90-е. Подавляющее число пожаров носит рукотворный характер.
В 2003 году мощные пожары накрыли юг Франции. Их тушили международные силы. Тогда координатор службы пожаротушения в регионе Ришар Искандер заявил, что в пожарах виновны поджигатели. «Все это сделано специально», — вторил ему мэр города Рокбрюн Люк Жосе. Но виновных так и не нашли.
В то же время еще ярче полыхали леса Португалии. На борьбу с пожарами были брошены все наличные силы пожарных страны и армейские подразделения числом более 3 тысяч человек. Огонь уничтожил свыше 10 тыс. га леса. Причина все та же — поджоги.
А как горела Калифорния в августе 2009 года! Это была опера. Площадь горящей территории составила почти 600 квадратных километров. Красный петух чуток Лос-Анджелес не склевал. Лесные пожары, пришли к выводу в полиции, дело рук неизвестных преступников. «Полициянты» до сих пор ищут ветра в поле.
Российский опыт
Главная беда России не в дорогах и дураках, а в корыстолюбии чиновников от мала до велика, которые и образовали новый подвид гомосапиенса — клептократию, т.е. человеков, безбожно ворующих, даже во вред инстинкту самосохранения.
Целеполагание основной части чиновников — исключительно личное обогащение, а не достижение общественного блага, получило убойное подтверждение со стороны не кого-нибудь, а непосредственно представителей правящей «Единой России».
По данным газеты «Ведомости», недавно проведенный специалистами партии анонимный опрос 4535 членов ее кадрового резерва, принес результаты, не дающие права на надежду: «Госслужба привлекает людей возможностью решать личные проблемы (58%), высоким статусом (51%), шансом получать левые доходы (46%) и льготы для себя и семьи (37%). А попадают туда люди по знакомству или по звонку (86%)».
Шкурный интерес государевых людей в смычке с волчьим нахрапом крупного капитала дало горючую смесь, которая и излилась на великий русский лес. Ужо главный батюшка православных Патриарх Кирилл заклинает с амвона: миряне, не разворовывайте деньги, выделенные погорельцам! Но есть ли предел у беспредела?
Главной причиной катастрофы августа-2010 по дружному мнению российской общественности стал умышленный разгром лесхозов. В 2007 году под давлением крупного капитала (среди которых упорно называют совладельца Байкальского ЦБК Дерипаску и коллектив застройщиков рублёвских лесов) Дума взяла под козырёк принятие нового Лесного кодекса, погубившего в корне практику предупреждения пожаров. А самым надёжным способом борьбы с пожарами остаётся их профилактика. Лесной кодекс 2007 года ликвидировал государственную лесную охрану, а заниматься предотвращением пожаров предложил арендаторам участков леса, то бишь козлам, которых пустили в огород.
«Только в чиновничьем и монетарном «бредосне» могло возникнуть такое убеждение, что бизнес примется в ущерб рентабельности рубить просеки, строить противопожарные дороги, посадочные площадки для вертолетов, содержать пожарную технику и так далее», — пишет знаменитый российский блоггер Максим Калашников.
Кроме того, введенное Кодексом страхование лесов от пожаров превращает сам пожар в отличную схему получения гарантированной прибыли — при том, что огонь по-деловому упрощает изменение назначения земли. А уж какие дивиденды приносит борьба с последствиями «стихий»! Во рту тает…
Кадры губят всё на корню. Потому у меня нет никаких иллюзий насчет того, что Россия и Украина, поднимаясь с колен, не воткнутся в зад дяде Сэму, ответственно регулирующему процессы на постсоветском пространстве. Увы, это было бы противоестественно для той экономической и политической модели, которую строят шаловливые ручонки клептократов.
Потому «у каждой катастрофы есть имя и фамилия». Помните у классика: «Капитал при 100% прибыли оскверняет все человеческие законы». Аминь.