Сегодня председатель Госфинуслуг Виктор Суслов вместе с экспертом Мирового банка Луисой Пелли представит проект новой редакции закона «О страховании». Правда, руководитель Госфинуслуг не собирается форсировать события и торопиться с принятием документа. Вначале посоветуется с рынком. Вполне возможно, что некоторые предложения будут воплощены в жизнь.
Страховщикам многие положения проекта новой редакции закона «О страховании» покажутся достаточно революционными. Особенно в части, предложенной Луисой Пелли. Свои предложения в общих чертах эксперт Мирового банка озвучила во вторник на встрече с председателем Госфинуслуг и представителями Лиги страховых организаций Украины. Она предложила ввести ряд требований по раскрытию информации, а также значительно расширить полномочия регулятора.
В частности, для приобретения более 10% акций страховой компании нужно будет получить разрешение Госфинуслуг. А регулятор выдаст его только после ознакомления с информацией о физлице (деловая репутация, судимости и т.п.) или финансовой отчетностью юрлица за три года, а также источниками происхождения средств. Кроме того, предлагается, чтобы для получения лицензии компания предоставляла в комиссию информацию о собственниках и руководстве компании (кстати, назначение топ–менеджмента тоже должно предварительно согласовываться с госкомиссией).
Также перед внесением в госреестр и выдачей лицензии комиссия, по предложению г–жи Пелли, должна ознакомиться с бизнес–планом компании на ближайшие три года и стратегией развития на пять лет, а также изучить детальное описание стратегии перестрахования с указанием перестраховщиков. На первый взгляд, введение подобных норм должно отбить охоту использовать СК в различных схемных операциях. Однако если в комиссии не хватит специалистов для оценки бизнес–планов, нововведение обернется для рынка увеличением бюрократии, а то и коррупцией.
Кроме того, в составе наблюдательного совета и правления предлагается ввести хотя бы одного независимого топ–менеджера. На Западе такой менеджер представляет интересы миноритарных акционеров (согласно определению ГКЦБФР, это держатели менее 5% акций). Им может быть крупный специалист с незапятнанной репутацией, который в состоянии уделить работе с финучреждением несколько месяцев в году и гарантировать соблюдение прав мелких акционеров. При этом независимый директор не может быть должностным лицом или акционером, владеющим более 10% акций компании. Однако совершенно непонятно, где набрать четыре сотни (по числу СК в Украине) независимых специалистов по страхованию.
Наконец, г–жа Пелли предлагает ввести ряд ограничений по инвестициям СК. Она инициирует введение запрета на приобретение контрольных пакетов предприятий, которые не оказывают финансовые услуги или услуги, сопутствующие страховым (например, ассистанс). А заодно и ввести требование – если страховщик желает инвестировать средства в размере больше 2% регуляторного капитала или сконцентрировать 25% акций предприятия, то ему понадобится получить согласие Госфинуслуг. Кроме этого, г–жа Пелли считает необходимым запретить СК брать кредиты в размере более 5% регуляторного капитала.
От всех этих предложений глаза присутствующих на презентации страховщиков несколько округлились. Г–жа Пелли поспешила заверить их, что эти требования предлагается установить лишь к будущим инвестициям отечественных СК. И добавила, что если бы руководство Госфинуслуг прислушалось хотя бы к половине ее рекомендаций, то новая редакция закона «О страховании» была бы намного жестче. В свою очередь, Виктор Суслов поспешил успокоить присутствующих и заверил, что спешить с принятием подобных норм Госфинуслуг не собирается. Вначале регулятор планирует доработать этот проект вместе с рынком. Однако на то это и регулятор, чтобы во благо экономики принимать непопулярные для рынка решения. Во всяком случае, в последнее время Госфинуслуг удавалось ужесточать те или иные требования, что бы ни думали по этому поводу страховщики.