Крупные страховщики активно обзаводятся лицензиями на обязательное и сверхдоходное госстрахование бюрократов.
Отечественные страховщики вскоре получат еще одних «обязательных» клиентов. На прошлой неделе Государственная комиссия регулирования рынков финансовых услуг обнародовала проект правительственного постановления по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья народных депутатов, сотрудников Генеральной прокуратуры и ГлавКРУ. Согласно документу чиновников сможет страховать не только, как это было ранее, экс–госкомпания «Оранта», но и другие отечественные СК. Для этого, правда, страховщикам придется получить соответствующие лицензии в Госфинуслуг, а затем выиграть тендеры каждого из ведомств.
На первый взгляд, госстрахование является довольно выгодным и абсолютно безубыточным: ведь по сути страховщикам отводится роль кассового посредника между бюджетом и чиновниками. Средства для выплат перечисляются из казны на счета уполномоченной компании, а она получает за обслуживание 6% комиссионных. «Единственная функция СК — это перераспределение бюджетных средств через свои счета между сотрудниками бюджетных ведомств», — говорит заместитель председателя правления компании «Провидна» Вячеслав Черняховский. «При страховом событии от СК требуется принять документы, необходимые для выплаты, рассчитать ее сумму и, получив от страхователя (госведомства) необходимые деньги, выплатить их пострадавшему либо его семье. За это в распоряжении компании остаются 3% комиссионных от перечисленной суммы, а остальные 3% мы уплачиваем в виде налога на премии», — прояснил для тонкости страхового процесса президент СК «Оранта» Александр Завада. В то же время в экс–госкомпании нынче с охотой делятся информацией об опасностях, таящихся в работе с чиновничьим аппаратом. Еще в 2006 г. у бывшего госстрахового монополиста возникли проблемы с клиентами из МВД и прокуратуры. Они, отправляясь на заслуженный отдых, договаривались с бухгалтерией, чтобы им увеличили среднюю заработную плату за счет включения в нее разнообразных надбавок и премий. После чего, вооружившись новой справкой, экс–милиционеры, получившие ранее бюджетные страховые выплаты по болезням или травмам, начинали требовать от страховой компании пересчета компенсации за эти телесные повреждения или хвори. После отказа «Оранты» бывалые чиновники обращались в суд и получали желаемые средства в принудительном порядке — уже со счетов СК. Всего за 2006–2007 гг. с «Оранты» взыскали более 19 млн грн. И лишь часть этих средств страховщик впоследствии смог компенсировать за счет МВД, которое брало на себя выплаты по своим сотрудникам. «Разница между уже выплаченными суммами возмещения и перечисленными в нашу компанию средствами, например, для компенсаций сотрудникам милиции, превышает 10 млн грн. Эта же разница по работникам прокуратуры составляет около 400 тыс. грн. Суды и дальше продолжают взыскивать средства с компании, не вникая в то, что страховщик всего лишь предоставляет агентские услуги госучреждениям», — рассказал Александр Завада.
Впрочем, даже такого рода страшилки не способны напугать отечественных страховщиков, которым не терпится заполучить чиновников в клиенты. «Мы не видим недостатков в этом виде страхования. Для компании это чистый доход. Мы подали заявление о выдаче нам лицензии на страхование депутатов, а также чиновников из ГлавКРУ и прокуратуры. Как только будут объявлены соответствующие тендеры, мы обязательно в них поучаствуем», — рассказал председатель правления компании «АСКА» Александр Сосис. В числе других претендентов на госсектор сегодня также называют одного из главных конкурентов «Оранты» — компанию «Дженерали Гарант».
Наблюдатели не сомневаются, что новички уже изучили опыт экс–госкомпании и их договоры не позволят чиновникам наживаться на выплатах. Ведь на карту поставлены солидные комиссионные: например, согласно постановлению Кабмина
15–летней давности №969 компенсация семье умершего народного депутата равна сумме его 10–летнего денежного содержания. «Скажем, в прошлом году средняя зарплата и социальное обеспечение парламентария составляли порядка 280 тыс. грн. в год», — поделился с депутат от фракции БЮТ Сергей Терехин. Так что в случае смерти народного избранника его семье компенсируют около 3 млн грн., а страховая компания лишь за обслуживание перевода этих средств получит комиссионные в размере 90 тыс. грн.