2008 г. оказался для большинства страховых компаний (СК) прибыльным.
Благодаря доходам, полученным в трех первых кварталах, проблемы в четвертом квартале не смогли повлиять на итоги года. А вот 2009-й окажется для страховщиков одним из самых сложных. Многие из них уже сократили персонал, закрыли неприбыльные подразделения и сократили затраты. Но даже такие жертвы не гарантируют, что по итогам года на рынке останется больше 300 СК.
Прошлый год оказался богатым на события. Госфинуслуг приняла новые требования к активам и адекватности капитала, которые вступят в действие со второго квартала 2009 г. Осенью повышены штрафы за отсутствие полиса автогражданки.
Финансовый кризис остудил желание западных инвесторов делать приобретения на развивающихся рынках. Но в 2008 г. австрийский концерн Grawe приобрел львовскую компанию «Инпро». А в конце года итальянская группа Generali проявила интерес к покупке контрольного пакета «Ингосстраха» (дочки обеих — крупнейшие СК в Украине). Кроме того, на украинский рынок вышел российский бренд «НАСТА». Успешным оказался год и на создание новых объединений — был создан Строительный страховой пул, утверждена Украинская федерация страхования.
Кризис, начавшийся обвалом Проминвестбанка, вызвал опасение относительно будущего страховщиков, ориентированных на получение дохода от банковского канала. В итоге опасения подтвердились: остановка кредитования привела к сокращению платежей от страхования залогового имущества и других видов банкострахования. Теперь большинству зависимых страховщиков приходится искать новые каналы продаж.
Кроме того, опасаясь проблем в банковской сфере, страховщики предпочитают не заключать депозитные договоры на новый период с банками, вызывающими опасение. Банки также предпочли пересмотреть список аккредитованных страховщиков с целью исключить из него тех, в чьей платежеспособности они не уверены. Это приводит к оттоку клиентов, которые ежегодно страховали свой автомобиль в определенной СК, но в связи с прекращением аккредитации вынуждены менять страховщика.
«Сейчас банковский канал продаж серьезно теряет свои емкости. Эта потеря может достигать 50%. Тем не менее здесь есть наработанный за предыдущие годы портфель, который на сегодняшний день начинает перераспределяться среди страховщиков. Если раньше банк активно работал на понижение тарифных ставок, что приводило к демпингу и негативным финансовым результатам, то сейчас банки меняют своих партнеров в связи с тем, что компании, с которыми они работали раньше, не могут обеспечить качественный сервис и не выплачивают возмещения вовремя. То есть они все чаще меняют приоритеты от цены в сторону надежности. Для клиентов эта ситуация двояка. С одной стороны, им придется платить за страховку больше, а в сегодняшних условиях реальных денег становится меньше. С другой, сервис будет более качественным»,— прогнозирует Алексей Румянцев, зампредправления «Украинской страховой группы».
«Страховые компании рассматривают вопрос сокращения количества аккредитаций, так как быть аккредитованным в некоторых банках становится нерентабельным либо опасным, с точки зрения сбережения средств. В настоящее время наша компания аккредитована более чем в 20 банках, но в наших планах — сократить количество банков-партнеров. Мы запланировали провести в первом квартале аудит наших договоров о сотрудничестве с банками, разработать новые модели взаимоотношений»,— говорит Ольга Шинкаренко, предправления СК «Нова».
Ситуация усугубилась и тем, что многие страховщики до последнего года перекрывали страховые выплаты за счет новых поступлений, формируя страховые резервы исключительно для отчетности. В настоящем году это может вызвать невозможность компаний расплачиваться по обязательствам. Особенно в ситуации, когда большинство резервов было покрыто депозитами, на досрочное расторжение которых наложен мораторий. «Кризис заставил украинских страховщиков пересматривать стратегии своего развития, оптимизировать структуры, сокращать расходы, поскольку большое количество компаний столкнулись с нехваткой ликвидности: на волне бурного роста рынка в предыдущие годы они уделяли недостаточное внимание формированию резервов и сейчас, ввиду существенного падения объемов продаж, испытывают дефицит средств для покрытия своих обязательств. Особенно это касается компаний, активно работающих в сегменте массовых видов страхования (КАСКО, автогражданка). Но даже те компании, которые правильно формировали резервы, из-за инфляции будут вынуждены выплачивать больше, чем резервировали»,— говорит Александр Барчишак, зампредседателя правления СК «Универсальная».
Автомобилистам не позавидуешь
Первым видом страхования, который пострадал от финансового кризиса, оказалось автострахование, ведь большинство автомобилей покупались в кредит. Несмотря на падение платежей, страховщики вынуждены будут повышать страховые тарифы по КАСКО в среднем на 20-30%. «Стоимость страховки напрямую зависит от стоимости ремонта автомобиля (в случае попадания его в ДТП). Цены же на ремонт в последнее время растут, так как запчасти покупаются за границей. Таким образом, растет и средний размер убытка. И страховщикам ничего другого не остается, как увеличивать цены на страховые услуги, чтобы иметь возможность выполнять свои обязательства перед клиентами и в последующем»,— отметил начальник управления страхования транспортных средств НАСК «Оранта» Олег Усов.
Введение повышенных штрафов за отсутствие полиса ГО вызвало вал платежей. Повышение стоимости запчастей и ремонта на СТО приводит к тому, что размер средней выплаты растет, а базовый тариф автогражданки не пересматривается. Это может привести к росту убыточности этого вида страхования. «Если размер базового платежа не изменится, ОСПГО будет быстро стремиться к высокоубыточному виду страхования. Соответственно, со стороны Моторного бюро и СК необходимо ожидать более ответственного подхода к этому виду страхования. На сегодняшний день динамика роста стоимости деталей и роста стоимости работ на СТО уже выводит этот вид страхования на уровень приблизительно 200% убыточности к концу года. Т.е. если кто-то хочет работать с ОСПГО и имеет большую долю в этом виде страхования, то можно сказать, что он получает и большую долю в убытках. Если не изменится базовый платеж, можно ожидать, что кто-то из игроков выйдет из сегмента обязательного страхования гражданской ответственности, и не исключено, что будет иметь место даже банкротство тех компаний, которые не смогут выполнять обязательства»,— считает господин Румянцев.
Но особого роста платежей введение штрафов не вызвало. «Повышение штрафов сказалось буквально в первые несколько дней, когда люди боялись того, что их будут штрафовать. Но как только они поняли, что их не штрафуют, они перестали страховаться. У нас был четко выраженный пик — с 15 по 30 ноября, потом же все вернулось на прежний уровень. Тариф рассчитан на 100%-ное покрытие клиентов. Если население не покрывается стопроцентно, то тогда тариф нужно повышать. Как обычно, добровольно страхуются те, кто чаще попадает в ДТП. Таким образом, чем меньше мы делаем выборку, тем выше должен быть тариф. Кроме того, у нас сегодня есть ряд регрессных требований. По закону, если в ДТП попал клиент, у которого есть полис ОСПГО, а у виновника нет этого полиса, то пострадавший может предъявить регрессный иск к Моторному бюро. Получается, что за счет того, что мы на государственном уровне не можем заставить людей застраховаться, мы вынуждены тратить свои резервы на выплаты по такого рода инцидентам»,— отметил Дмитрий Гончаров, глава набсовета ФГ «Страховые традиции».
В ожидании медицины
Сокращение персонала, массовая оптимизация расходов привели к тому, что многие компании отказываются от социальных пакетов. В том числе — и от медицинского страхования сотрудников. «На сегодняшний день многие крупные транснациональные компании не сокращали социальные пакеты для своих сотрудников по медицинскому страхованию и страхованию от несчастного случая. Тем не менее некоторые страхователи оптимизировали стоимость социальных пакетов, например, введением франшиз на отдельные программы либо долевым участием сотрудников в оплате страховой премии.
Наблюдается незначительное снижение прироста платежей от компаний, работающих в секторе строительства, фармации, инвестиций и банковском секторе»,— рассказала Наталия Цымбалюк, начальник департамента личного страхования «ИНГО Украина». В то время как в России готовятся к введению обязательного медицинского страхования и реформе всей медицинской системы, в Украине эту идею, похоже, отложили в долгий ящик. «Сожаление вызывает и то обстоятельство, что фактически были заморожены работы по обязательному медицинскому страхованию. Всеобщее медицинское страхование могло сбалансировать желание местных властей ввести плату за медицинское обслуживание»,— полагает господин Румянцев.
Но кризис позволит крупным страховым компаниям завоевать существенную долю рынка медицинского страхования. «Клиенты, которые раньше страховались, не отказываются от этого проекта и на новый год. Будут новые клиенты, которые появятся в результате прекращения деятельности по этому направлению некоторых страховых компаний. Они придут в компании, которые на сегодняшний день работают и могут обеспечить нормальный сервис. У компаний-клиентов идет сокращение персонала, но за счет этого может увеличиваться бюджет на одного человека. Нельзя сказать, что программы страхования в этом году урезаются. Однако мы готовы пересматривать договоры страхования и предлагать сокращенные программы, таким образом делая их более дешевыми, чтобы клиент мог уложиться в свой бюджет. Например, в таких программах страхования могут отсутствовать витаминизация, вакцинация, оздоровление сотрудников.
При перезаключении договоров мы учитываем изменения на рынке, например, резкое повышение цен на медицинские услуги и медикаменты — то, чего раньше не было. Поэтому мы вносим некоторые изменения в условия договора, например, то, что при значительном повышении цен на медикаменты или медицинское обслуживание в течение действия договора мы можем вести переговоры об изменении условий договора»,— рассказала Леся Титова, директор по медицинскому страхованию СК «НОВА».
Страховщики рассчитывают, что 2009 г. приведет к консолидации. Многие мелкие компании уже готовы продать свои страховые портфели более крупным страховщикам. Те, которые не найдут покупателя, будут вынуждены ликвидироваться. Регулятор уверен, что по итогам кризиса рынок очистится, вследствие чего около трети страховщиков вынуждены будут уйти с рынка.