Тенденция снижения части неликвидных технических ценных бумаг не отразится на платежеспособности страховых компаний.
В первом квартале этого года страховщики снизили долю акций в структуре своих активов до 8,9 млрд грн. В течение прошлого года по результатам анализа годовой отчетности 319 страховых компаний (СК) этот показатель упал с 18 млрд грн. до 11,9 млрд грн. И в 2015 году акции, занимавшие лидерские позиции в активах страховщиков, впервые за всю историю уступили первое место банковским депозитам.
По мнению Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), уменьшение доли акций в инвестиционных портфелях произошло за счет преимущественно вывода из них ценных бумаг, которые имели признаки фиктивных, и является существенным шагом в борьбе за очищение рынка капитала и повышение качества активов участников.
Фондовый рынок не привлекает
Такие изменения на финансовом рынке обусловлены, в частности, принятием НКЦБФР Положения "Об установлении признаков фиктивности эмитентов ценных бумаг и включения их в список эмитентов, имеющих признаки фиктивности", утвержденного решением НКЦБФР № 980 от 10 июля 2015 года. Свой вклад за чистоту рынка внесла и Нацкомфинуслуг Положением "Об обязательных критериях и нормативах достаточности, диверсификации и качества активов страховщика" (т.н. "Положение о нормативах", распоряжение № 396 от 23 февраля этого года).
"К сожалению, отчетность страховых компаний не показывает качество акций, которыми покрывались активы страховщиков. Есть опасения, что большая их часть – это ценные бумаги компаний, считающихся мусорными", – сказал Stockworld директор департамента инвестиций страховой компании PZU в Украине Гжегож Винкель.
По данным Нацкомфинуслуг, на конец 2014 года активы страховщиков составили 70,3 млрд грн. Из них активов, определенных статьей 31 Закона Украины "О страховании", то есть тех, которыми можно покрывать страховые резервы (а не общих, которые накопились "со времен царя Гороха") ,насчитывалось лишь 40,5 млрд грн. (или 57,7 %). При этом значительная их часть также была представлена "мусорными" инструментами (неликвидными акциями, депозитами в банках с сомнительной репутацией, правами требования к псевдоперестраховщикам и т.п.). В большей части данная проблема присуща страховым компаниям, которые не занимаются страхованием жизни и формируют краткосрочные резервы.
"Указанная ситуация на фоне проявления неплатежеспособности ряда страховщиков и увеличения просроченной кредиторской задолженности требовала более жесткого воздействия регулятора на инвестиционную политику страховщиков. И уже к концу первого квартала нынешнего года активы страховщиков составили 53,5 млрд.грн., из них приемлемые активы – 63,4 %", – говорит член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
В Нацкомфинуслуг полагают, что если страховщик имеет "токсичные" активы, и регулятор заставляет его освободиться от них, то такое требование не может быть убийственным для нормальных страховщиков, то есть клиентоориентированных платежеспособных финучреждений. Наоборот, оно защищает прежде всего руководство страховщика от непрофессиональных действий владельцев, поскольку сдерживает акционеров от вымывания реальных активов страховщика с заменой их на "мусорные" акции и другие квази-финансовые инструменты.
Еще одной стороной данной проблемы является то, что законом "О страховании" ошибочно предписано направлять в страховые резервы не менее 80 % от каждого страхового платежа. Но экономика отечественных СК построена иначе, и расходы на ведение дела, включая комиссии страховым агентам, занимают 40 – 50 %% в структуре каждого платежа, и это зафиксировано во всех расчетах страховых тарифов, которые утверждаются в той же Нацкомфинуслуг. Из оставшейся части формируется реальный резерв, который впоследствии и идет на страховые выплаты (в 2015 году чистые страховые премии составили 22,4 млрд. грн., а чистые выплаты – рекордные 7,6 млрд грн. (34 %), но при этом резервы под будущие выплаты по заключенным в 2015 году договорам дополнительно составляют еще 6,6 млрд. грн., хотя в первом квартале 2016 года было произведено всего выплат на 1,9 млрд. грн. при чистых страховых сборах в размере 6,2 млрд. грн. Это свидетельствует о том, что что неверная формула резервирования, заложенная еще в 2001 году в законе "О страховании", требует постоянного и избыточного перерезервирования страховых компаний. Раньше все регуляторы тоже понимали, что такое несоответствие присутствует, и закрывали глаза на то, что около 40 % резервов как бы покрывалось именно техническими ценными бумагами, что позволяло выравнивать ситуацию формальную и реальную, но сейчас это "повешенное на стене" в 2001 году "ружье" начало "стрелять" по страховщикам, и довольно болезненно.
Например, с 31 декабря 2014 года по 31 марта нынешнего года Нацкомфинуслуг заставила страховщиков уменьшить объем инвестирования в векселя с 3,7 млрд грн. до 0,6 млрд грн. (на 84,3 %), в акции – с 18 млрд грн. до 8,9 млрд грн. (на 50,6 %), в другую дебиторскую задолженность – с 6,3 млрд. грн. до 4,1 млрд. грн. (на 35,4 %). За этот период вырос объем депозитов с 9 млрд грн. до 12,1 млрд (на 34,4 %). При этом объем фиктивных депозитов постепенно уменьшается: если на начало 2015 года он составил 3,5 – 4 млрд грн., то в первом квартале текущего года – 1,2 млрд грн. Кроме того, в первом квартале текущего года на фоне падения процентных ставок по депозитам страховщики получили доход в размере 325,6 млн грн., что на 36,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В последнее время участие страховщиков на фондовом рынке ограничено, так как последний показывает очень плохие результаты. Например, размер дивидендов по акциям, полученный страховщиками по итогам 2013 и 2014 годов, составил 271,8 млн грн. и 368,6 млн грн. соответственно, а за 2015 год этот показатель составлял только 6,5 млн грн.
Временный венчурный рост
В первом квартале этого года в активах страховщиков значительно выросла доля акций корпоративных венчурных фондов. По оценке Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ), увеличилась стоимость акций примерно половины венчурных корпоративных инвестиционных фондов (КИФ).
При этом специалисты отмечают, что отечественные венчурные фонды, в отличие от европейских фондов, не нацелены на инвестиции в инновационные проекты и высокотехнологичные отрасли экономики. Большинство из них используются как инструмент совместных инвестиций и законной оптимизации налогообложения.
"Увеличение доли ценных бумаг инвестфондов в активах СК может быть связано с ростом стоимости этих ценных бумаг в портфелях страховщиков, а также снижением стоимости других активов, в частности, акций (так, индекс "Украинской биржи" провалился в первом квартале на 20 %). Это объясняет уменьшение доли этих акций – и, соответственно, увеличение доли других активов в портфелях страховщиков", – отмечает старший аналитик УАИБ Анастасия Гаврилюк.
Кроме того, страховые компании могли изменить позиции – как в ценных бумагах инвестфондов, так и в других активах (приобрести больше одних, продать другие) или вообще подходы к управлению своими портфелями.
"Стремительный рост акций корпоративных венчурных фондов в активах страховщиков в первом квартале текущего года был временным. Положение про нормативы предусматривает значительные ограничения. В частности, установлено, что акции украинских эмитентов могут составлять не более 10 % страховых резервов, при этом в акции одного эмитента – не более 3 %", – констатирует Александр Залетов.
То есть на украинском фондовом рынке практически нет реальных и доходных акций предприятий. На фоне очень ограниченного предложения сегмент корпоративных облигаций показывает несколько лучшие результаты: доходы по облигациям в 2013 – 2014 годах составляли соответственно 309,1 млн. грн. и 346,3 млн. грн., а за 2015 год – 413,5 млн. грн. Кроме этого, как считают в Нацкомфинуслуг, корпоративные облигации, в отличие от акций, в том числе корпоративных венчурных фондов, менее всего дискредитировались в схемных операциях страховщиков.
Завышение резервов тормозит рынок
"Ответственные компании, которые работают по законам рынка, не только выполняют требования регулятора, но и сами заинтересованы следить за качеством собственных активов. Они не имеют проблем с покрытием своих резервов. А вот схемным компаниям из-за новых требований Нацкомфинуслуг будет трудно", – считает Гжегож Винкель.
В то же время, часть страховщиков полагает, что из-за несинхронизированного процесса ужесточения требований к активам страховщиков, происходящего с мая этого года, очень много компаний попали под санкции совершенно зря. Дело в том, что страховые резервы в отличие от банковских – расчетная величина, основанная на вероятности выплат определенной суммы денег только по действующим на дату расчета договорам страхования. Сформированных резервов должно хватать на будущие выплаты по действующим договорам.
"Украинская практика свидетельствует, что номинальный, рассчитанный по формуле, размер страховых резервов в 1,5 – 2,5 раза превышает выплаты, которые потом производятся по таким договорам страхования, что приводит к дисбалансу и формальному завышению резервов", – отмечает генеральный директор ассоциации "Страховой бизнес" Вячеслав Черняховский. Так как, в основном, потери акций в активах страховщиков произошли из-за действий НКЦБФР и исключения почти всех ценных бумаг из листингов, то можно говорить не о добровольном отказе страховых компаний от данных активов. "С другой стороны, активы в несколько раз превышают даже цифру номинальных страховых резервов, которая у компаний, которые страхуют все остальные риски, кроме жизни, завышена почти вдвое из-за неправильного коэффициента в формуле расчета, прописанного на уровне закона "О страховании"", – подчеркивает Черняховский.
Беспрецедентное падение экономики и прекращение выполнения своих функций финансово-банковской системой, обнищание основного клиента страховых компаний – физлиц – привело к тому, что страховые резервы незначительно повысились только из-за огромной девальвации, но в количестве заключаемых договоров рынок продолжает ужиматься. "Поэтому исключение из портфеля страховых компаний части неликвидных технических ценных бумаг никак не отразится на реальной платежеспособности страховщиков", – констатируют в ассоциации "Страховой бизнес".
Страховщики Ассоциации давно выступают за приведение в соответствие нормативных требований по резервированию, исправлению ошибочной формулы, которая дает неверный результат оценки их будущих обязательств, и активов, которые идут в покрытие страховых обязательств. Усиление требований к структуре и качеству активов СК без изменения расчета размера резервов привело к тому, что страховым компаниям нужно изыскивать дополнительные и при этом ликвидные средства, чтобы покрывать "воздух" – резервы на бумаге, которые никогда не трансформируются в страховые выплаты.
Тогда как даже НБУ в кризис уменьшал нормативы для банковской системы, Нацкомфинуслуг, наоборот, их ужесточил. Возможно, что такие действия регулятора приведут к росту сторонников передачи страхового надзора в НБУ. "С другой стороны, разрыв между ошибочным расчетом резервов и реальной экономикой в страховой отрасли привел к огромным перекосам между резервами и ликвидными активами, которыми допускается покрывать резервы. Возможно, в ближайшее время этот дисбаланс удастся исправить, если будет принята новая Методика резервирования", – надеются в профильной Ассоциации.
Это даст возможность страховщикам показывать реальные цифры скорректированных резервов, а органам надзора – твердо требовать реальных и ликвидных активов для их покрытия.