Умение "скрыть за деревьями лес" традиционно приписывают политикам. В последнее время многие экономические эксперты взяли этот прием на вооружение.
Суть законопроекта #2413а (он же СПЛИТ) заключается в ликвидации Нацкомфинуслуг, передачи его полномочий Нацбанку и Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Отбрасываем эмоции, стряхиваем пыль со здравого смысла и внимательно смотрим статистику результатов работы трех регуляторов.
Начну с Нацкомфинуслуг, под руководством которого небанковский финансовый рынок развивается, наращивает активы, выдает кредиты (!) и, что немаловажно, ведет активную работу с потребителями.
В целом, в течение 2017 небанковскими финучреждениями предоставлено различных финансовых услуг на сумму более чем 300 млрд грн. В том числе 45,2 млрд грн кредитов (преимущественно домохозяйствам).
Посмотрим на цифры смежных рынков. По официальным данным Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, объем торгов на рынке ЦБ в 2017 году сократился в 4,5 раза (по сравнению с 2016 годом). Отдельный момент – в основном торговали ОВГЗ (92,1%).
Объем торгов акциями уменьшился на 74% и упал до 126,6 млрд грн. Еще один официальный показатель – заинтересованность иностранных инвесторов – упала на 87%. И наконец, по состоянию на 31 декабря 2017 года, 13% депозитарных учреждений, 8% торговцев ЦБ и 8% ИСИ не могут выполнить установленные пруднормативы.
"Заглянем" на банковский рынок. Согласно официальным данным, за последние три года (время "нахождения" СПЛИТа в ВР) 60% банков признаны неплатежеспособными. Насколько огромны размеры денежных потерь физ- и юрлиц – никто не считал. Лишь небанковский финансовый рынок потерял за время "банкопада" 1,5 млрд грн денег физлиц, вложенных финучреждениями в банки.
Банки практически остановили кредитование и не могут похвастаться состоянием своих кредитных портфелей (54,5% – часть неработающих кредитов).
И если, "не банки" выдали 45 млрд грн кредитов, то банки – меньше чем 19 млрд грн. (физлицам – 10,8 млрд грн (в 4 раза меньше, чем небанковские финансовые учреждения) и юрлицам -7,8 млрд грн.
"Все пропало!", "Без СПЛИТа не будет второго уровня пенсионной реформы", "Срочно принимаем СПЛИТ, иначе иностранные страховые компании зайдут на украинский рынок!". Мне кажется ярлыки и мифы сторонников принятия СПЛИТа рождаются из непонимания. А может это нежелание признать реальные факты, подтвержденные цифрами?
Признаюсь, эта затянувшая истерика мешает развитию и работе. Неужели ради интересов небольшой группы финучреждений действительно стоит "положить" рынок в целом? Ради его монополизации стоит пожертвовать доверием потребителей? Ради достижения целей стоит остановить кредитование?
Господа, а как у вас с патриотизмом, желанием жить в достойной стране и здравым смыслом?