Уход крупных иностранных игроков с украинского страхового рынка, и лайфового, и нон-лайфа, становится уже прямо-таки печальной традицией. Каждый из последних лет у нас на рынке становится на несколько иностранных компаний меньше.
Усиливает отрицательную окраску ситуации то, что новые иностранные страховщики на наш рынок давно не приходят. У канадского Fairfax, купившего украинскую "дочку" самой большой страховой компании Европы – французской АХА, уже есть активы в Украине – Колоннейд, занимающаяся в основном обслуживанием корпоративных клиентов, купленная в 2015 году у австралийской QBE (к слову, одной из первых пришедших на украинский страховой рынок еще в далеком 1998 году). Так что для Fairfax покупка еще одной компании – достаточно логичный шаг по укреплению на рынке. Можно предположить, что корпоративный портфель АХА будет передаваться Колоннейду, а новая компания сконцентрируется на розничном бизнесе.
Достаточно посмотреть на цифры, чтобы понять причины, почему среди иностранных страховщиков все меньше желающих оставаться, а уж тем более приходить сейчас на украинский рынок. В сопоставимых ценах, объем страхового рынка в 2007 года (когда АХА пришла на украинский рынок) составлял по премиям 56,9 млрд грн, а по итогам 2017 года показатели премий составили 37,6 млрд грн. Страховой рынок не просто не растет, он сократился по премиям в 1,5 раза за последние 11 лет, в долларах это падение выглядит еще более впечатляющим – более чем в 2,2 раза, на что особенно смотрят иностранные акционеры.
Страхование четко отражает состояние экономики страны и покупательской способности населения – увы, экономика и есть главным препятствием для развития рынка и прихода крупных иностранных компаний. Недавно мы слышали заявления о том, что дескать, основной причиной того, что "иностранцы" не приходят на наш рынок, является недостаточно сильный регулятор в лице Нацкомфинуслуг, передадим регулирование небанковского рынка в НБУ – и сразу решим проблему инвестиций в страховой рынок Украины. Это откровенная неправда и попытка исказить ситуацию. Иностранные страховщики бегут с украинского рынка, потому что не удовлетворены текущей маржинальностью бизнеса, и не видят никаких серьезных перспектив для роста. Проблема не регуляторная, а сугубо экономическая.
При этом Fairfax в 2017 году купил существенную часть акций (28%) агропромышленного холдинга Астарта, что говорит о стремлении делать инвестиционные приобретения, когда стоимость активов невелика и имеет потенциал к росту.
В кругу страховщиков сейчас идет активное обсуждение, как продажа АХА отразится на нашем страховом рынке. С одной стороны, уход такого сильного бренда – плохой сигнал о том, что рынок страны низкомаржинальный и неинтересный серьезным игрокам. Что сейчас полностью соответствует действительности. Крупный иностранный бизнес от национальных рынков ждет окупаемости инвестиций, если не хорошей прибыльности в текущей работе, то роста стоимости инвестиции, возможности нарастить капитализацию. Поэтому сейчас Украина малоинтересна большинству крупных страховых концернов – за последние годы ушли компании с капитализациями в десятки миллиардов евро каждая: итальянская Generali, американская AIG, голландская Aegon, австралийско-британская QBE, немецкие Talanx (HDI) и ERV. Теперь уходит французская АХА.
В отличие от иностранных, небольшие национальные компании, которые за последние 15-25 лет пережили несколько кризисов, годами готовы работать с невысокой прибыльностью, и работают – ведь им некуда бежать с корабля под названием "Украинский рынок". Именно об этом я часто говорю – что буквально финансовая безопасность государства может зависеть именно от того, что на рынке будут представлены все компании – и иностранные, и национальные, и крупные игроки, и небольшие бизнесы.
С другой стороны – потрясений для обладателей полисов "АХА Страхование" ждать не стоит, и это хорошо. У новых владельцев компании может быть отличное от прежних видение стратегии развития бизнеса, но и АХА, и Fairfax полностью заслуживают доверия, и, безусловно, все обязательства перед партнерами и клиентами будут выполнены. Клиентам АХА точно не стоит ничего опасаться, хотя они имеют право на какое-то недовольство: доверили свою страховую защиту конкретному бренду, а в результате компания ушла, "передоверив" это другому игроку, которого они не знают. Большинство частных клиентов вряд ли станет вникать в тонкости продажи-покупки АХА, поэтому уход яркого, сильного и хорошо знакомого украинцам бренда в целом не укрепит доверие к страхованию.
В наиболее рискованной ситуации, по моему мнению, находится сама украинская "АХА Страхование". Смена бренда, возможные изменения продуктовой, тарифной политики, снижение комиссионных (особенно этого следует ожидать в случае, если Fairfax поставит стратегической целью снижение операционных и аквизиционных затрат для получения, наконец-то, прибыли от страховой деятельности) могут стоить компании части лояльных клиентов, страховых агентов и прочих посредников, возможно – достаточно значительной.
Могут быть пересмотрены отдельные договоренности о партнерстве, хотя ключевого партнера, Укрсиббанк, компания сохранит, но возможно, что уже не с теми объемами бизнеса. Всегда есть риски, связанные со сменой бизнес-модели, менеджмента компании и т.п. Не удивлюсь, если многие крупные украинские страховщики уже строят планы по расширению своей доли рынка за счет клиентской базы АХА, и рассматривают это как шанс нарастить свой бизнес. Поэтому то, насколько сможет новая компания сохранить позиции или укрепить их, зависит от качества взаимодействия в ходе смены собственника, от команды топ-менеджеров, которая будет руководить компанией, преемственности в клиентоориентированной политике и целого ряда других факторов.
Надеемся, новый игрок будет достойный преемником "АХА Страхование", которая долгие годы по многим позициям была лидером рынка, заслужившим доверие украинских страхователей и уважение коллег.