Перспективу социального медстрахования без энтузиазма воспринимают как врачи, так и пациенты
Более чем 32,4 млн. украинцев — 70% всего населения — в прошлом году понадобилась медицинская помощь: одни болели сезонными ОРЗ и ОРВИ, у других впервые выявили разные заболевания — от сердечных до онкологии, третьи получили травмы, отравления. Вроде бы в абсолютных цифрах заболевших не стало намного больше, чем на заре украинской незалежности, — их ряды, по данным Госкомстата Украины, увеличились всего-то на 2,2 тысячи. Вот только самих жителей в стране с тех пор стало почти на 5 миллионов человек меньше да и к врачам теперь люди идут менее охотно, когда болезнь уже действительно скрутила. Хвори теперь делятся на «домашние», с которыми люди справляются, самостоятельно ставя диагноз и покупая лекарства, и «больничные» — запущенные, тяжелые, когда не избежать огромных расходов. Хотя медицина у нас, согласно Конституции, бесплатная.
Бесплатная, но не для всех
Слова «операция (лечение) будет стоить…» врачи уже привыкли произносить, а больные выслушивать. Счет этот идет на тысячи, к которым плюсуются сотни и тысячи на лекарства, десятки гривен на «добровольные» взносы в благотворительные больничные фонды, за белье, перевязочные материалы, внимание санитарки... Правда, не все выкладывают свои кровные, для кого-то бесплатная медицина действительно существует. Недавно в Симферополе по инициативе проекта «Юридическое обеспечение прав пациентов в Крыму» прошел «круглый стол», посвященный страховой медицине. Исполнительный директор республиканского центра общественного объединения «Всеукраинский медицинский союз» Петр Мороз, рассказывая о состоянии украинского здравоохранения, упомянул, что примерно треть всего бюджета здравоохранения страны (в этом году он составляет около 36 млрд. грн.) уходит на медицинское обслуживание 3% украинцев, пользующихся ведомственными клиниками. А оставшихся денег хватает на финансирование некоторых медицинских программ и то, чтобы больницы могли выдавать зарплату работникам, оплачивать коммунальные услуги. Все остальные расходы фактически ложатся на плечи пациента.
Тем не менее от тезиса, что за здоровье необходимо платить, люди пока шарахаются. Хотя и убеждают их, что переход от бесплатной медицины к платной окажется плавным, займет годы да и государство будет держать руку на пульсе. Одним из флагов этой кампании стало обязательное медицинское страхование. Оптимисты уверены, что, как только заработает эта система, в больницах появятся средства на новое оборудование, лекарства, повышение зарплаты врачей, а население получит качественное медицинское обслуживание. Пессимисты предупреждают, что в нашей стране, где все не как у людей, государственные фонды страховой медицины станут дополнительными кормушками для власть имущих. А если при этом полисы будут оформлять и частные компании, то рынок подомнут под себя несколько фирм, принадлежащих все тем же богатым и влиятельным. Конечно, между этими крайностями есть множество вариантов не такого уж печального будущего. Главное — выбрать механизм, который будет исправно работать в наших условиях. Петр Мороз отметил, что все поданные для рассмотрения в Верховную Раду законопроекты предлагают схожую систему оформления самих полисов. То есть пенсионеров страхует Пенсионный фонд, получающих социальные выплаты детей, студентов — государство, а всех остальных работодатели. Правда, реально сделать это пока невозможно: к примеру, одних пенсионеров в Украине сейчас около 13 млн., деньги на полисы пришлось бы потратить огромные, взять их сегодня негде. Кстати, если в ближайшее время появится закон об обязательном медицинском страховании, то сама система заработает не раньше чем через 5 лет: за это время как раз должен накопиться фонд, из которого будут производиться выплаты.
Подстелить соломку…
Пока страховая медицина существует только в добровольном варианте. Но очень медленно меняется само отношение людей к ней, притом, что количество самих страховщиков заметно увеличилось — в Украине полисы предлагают уже около 400 компаний. Стоимость их различная, от 50 — 600 грн./год до 2 — 4 тыс. грн. и даже свыше 10 тыс. грн. — все зависит от перечня услуг и… состояния здоровья. Чем старше человек, тем вероятнее наличие у него хронических заболеваний. Следовательно, тем больше шансов, что наступит страховой случай и придется оплачивать лечение. Если клиент знает о своих проблемах со здоровьем, он отмечает их в анкете, которую заполняет при оформлении полиса. Слукавить и утаить выйдет себе дороже — так можно вообще лишиться выплаты. Страховать онкобольных не берется ни одна украинская компания — слишком уж много денег требуется, чтобы вылечиться. Правда, если заболевание выявлено после заключения договора, то клиент может рассчитывать на максимальную сумму выплаты, указанную в документе. Но не больше.
Заместитель директора Крымской региональной дирекции страховой группы ТАСС Елена Новикова отметила, что договоры на обслуживание клиентов страховщики заключают с коммерческими клиниками вовсе не потому, что не хотят работать с государственными. «В коммерческих прописаны тарифы на все виды услуг, — пояснила она. — Все прозрачно, все может быть точно подсчитано. А когда деньги требуют в стационаре обычной больницы, никто не даст перечень, за что сколько уплачено, страховщик не может оплатить некий «благотворительный взнос». И это тупик: мы хотим работать со всеми медучреждениями Крыма, когда каждый врач был бы заинтересован в обслуживании нашего клиента, потому что получал бы за это дополнительную плату. Но сами больницы и поликлиники, получается, не имеют права выставить расценки за свои услуги». Марина Белашова, и.о. директора крымского филиала компании «Про100 страхування», отметила, что сегодня в Украине уже работает система обязательного медицинского страхования, правда, она касается иностранных студентов, которые, заплатив 500 грн. в год, получают качественное обслуживание, ни копейки не доплачивая. Может быть, этого все-таки можно будет достигнуть и в масштабах всей страны? Тем не менее медицинская страховка — это не бесплатное лечение для всех. Это своего рода соломка, которую, как в пословице, хорошо бы подстелить, если знаешь, что упадешь, — а ведь болеют все.
Это будет не скоро
Несмотря на то, что несколько последних лет прошли в постоянном напоминании, что вот-вот обязательное медицинское страхование будет введено, и в ВР Украины лежат несколько соответствующих законопроектов, все-таки «час икс» опять отодвигается. Недавно министр здравоохранения Крыма Сергей Донич заявил журналистам, что поднимать этот вопрос стоит только через год-полтора, когда экономика страны окрепнет.
На самом деле даже если реальные шаги по введению обязательного медстрахования и будут сделаны, система заработает полноценно примерно лет через 5: как раз столько времени понадобится, чтобы накопился необходимый страховой фонд. А в каком состоянии тогда будет наша медицина, представить трудно.
Заместитель главного врача Республиканского онкодиспансера и председатель крымского противоракового общества Александр Филенко считает, что фундамент, на котором пытаются возводить систему обязательного медицинского страхования, ненадежен. Хотя бы потому, что в нашей стране здравоохранение осталось разве что в виде слова на табличках. «Пока не будет создана стройная система охраны здоровья, говорить о медицинском страховании нет смысла, — уверен он. — А начинается она с грамотного семейного врача, который не только лечит и направляет к специалистам, а учит каждого человека беречь собственное здоровье, вырабатывать тактику жизни, которая позволяет сохранить его как можно дольше. Но для этого нужно заново создавать семейную медицину, мощную конкуренцию среди самих врачей. Чтобы у них была достойная зарплата и чтобы люди сами выбирали их».
Получается, в ближайшие годы все сохранится как есть. Бесплатная медицина осталась лишь в статье Конституции да в ведомственных клиниках.