Реформа системы здравоохранения – сложный процесс, напрямую связанный с жизнью людей. Каких сюрпризов стоит ждать украинцам?
Если спросить у рядового украинца, доволен ли он качеством медицинских услуг в стране, скорее всего, ответ будет отрицательным. Вдогонку вам могут рассказать множество историй, не в лучшем свете описывающих медицинский быт. Статистика подтверждает личный опыт: в Украине люди живут в среднем на 10 лет меньше, чем в странах Евросоюза. Как изменить ситуацию и навести порядок в системе здравоохранения? Что происходит с реформой медицины и что получат в конечном итоге врачи и пациенты? Этим вопросам посвятили одну из панелей конференции Трансформация'17, организованной платформой VoxConnector. Участниками дискуссии стали и.о. министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун, руководитель экономических и политических исследований Киевской школы экономики Наталья Шаповал, эксперт Реанимационного пакета реформ Татьяна Юрочко, семейный врач Евгений Гончар и заместитель генерального директора по стратегическому развитию клиники Исида Олег Петренко.
О реформе здравоохранения в целом
Ульяна Супрун: Думаю, каждый украинец мечтает о такой системе здравоохранения, которая будет оказывать качественные медицинские услуги. Сейчас в Украине действует советская система здравоохранения Семашко. Она централизованная и финансирует существование самой системы. Страховая система здравоохранения, которую мы сейчас внедряем, финансирует конкретный объект оказания медицинских услуг – врача или больницу. При такой системе каждый украинец сможет получить гарантированный бесплатный пакет медицинских услуг, который будет оплачивать государство. Вы сможете получить базовые услуги, обращаться к выбранному вами семейному доктору или в больницу (как коммунальную, так и частную). Реформа будет продолжаться три года. Первый год – изменение системы на первичном уровне. Сейчас мы можем финансировать 100% всех предоставленных медицинских услуг.
На других уровнях пациент обязан будет частично доплачивать за медуслуги (личные средства, частные страховки или субвенция из госбюджета малообеспеченному населению). Пациент будет четко понимать, какие услуги и в каком пакете он может получить. Все будет четко определено как для врачей, так и для пациентов, и на все будет определенный тариф. Украинцам для получения гарантированного бесплатного пакета медицинских услуг (консультация врачей первичного звена и экстренная медицинская помощь) потребуется только паспорт. Их получат все, независимо от возраста и социального статуса. Если мы выбрали европейский путь развития Украины, наша медицинская система также должна соответствовать европейским стандартам.
Олег Петренко: В Украине существуют частные медицинские сферы (стоматология, офтальмология, репродуктивная медицина), которые демонстрируют чрезвычайную эффективность. Как показала практика, чем меньше в них государства, тем лучше их показатели. Но есть одна проблема – большая часть населения не может себе позволить обслуживание в таких клиниках. Предмет реформы здравоохранения в Украине – соединить ожидания украинцев о качественной медицине с действительно качественными услугами. Бесплатной медицины не существует. Есть безоплатная медицина на уровне экстренной помощи и на первичном уровне – преимущественно простые медицинские услуги. Как обеспечить безоплатность? Большинство реформ, которые делает сейчас Министерство здравоохранения, связаны с эффективностью использования бюджетных средств. Но Украина – бедная страна. Даже если мы правильно (и без коррупционных рисков) распределим бюджетные средства, их хватит на покрытие лишь малой доли услуг. Мы не сможем содержать существующую инфраструктуру. Чтобы эффективно использовать средства как на первичном, так и на вторичном уровне, те, кто ими пользуется, должны иметь хозяйственную автономию. Но есть большие сомнения, что у главврачей есть для этого компетенция.
О финансировании отрасли и рынке медицинских услуг
Супрун: Мы меняем процедуру финансирования системы таким образом, чтобы средства государственного бюджета тратились не на финансирование инфраструктуры медицинских учреждений, оплату коммунальных услуг и зарплат медперсонала, а на оплату медицинских услуг, которые мы фактически получаем. Если мы обратились к семейному врачу, в больницу или диагностический центр, то государственный бюджет должен платить именно за эти услуги. Это и будет прямое и прозрачное распределение уплаченных нами налогов в госбюджет. Это концепция "деньги следуют за пациентом". Другими словами, это государственное страхование нашего здоровья.
Цены на лекарства сейчас очень высокие. Министерство здравоохранения понимает, что с этим нужно как-то бороться. Первый шаг – государственные закупки лекарственных средств для медицинских учреждений через международные организации. В этом году из бюджета выделено 5,9 млрд грн на закупку лекарств.
Кроме этого, мы запускаем процесс реимбурсации (компенсации средств на покупку лекарств) на лекарства от сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета 2-го типа и бронхиальной астмы. Если вы в аптеке предъявите рецепт на соответствующие препараты, вам их обязаны предоставить бесплатно. Но если вы хотите приобрести более дорогой их аналог, будьте готовы заплатить, но только разницу в стоимости.
Наталья Шаповал: В Украине, как и в любой другой стране, очень трудно реформировать систему здравоохранения, так как она напрямую связана с жизнью и здоровьем людей. Самый важный механизм медицинской реформы – изменение процедуры финансирования. Мы должны перейти от системы освоения бюджетных средств к системе, в которой будут прогнозировать, сколько и какие услуги необходимо предоставить населению в этом и последующих годах. И соответственно, сколько средств из бюджета нужно выделить под эти услуги. Это рационализация использования ресурсов на основе фактических данных. В том числе и для прогнозирования расходов на последующие периоды. Системе здравоохранения нужно дать шанс аналитически определять финансирование медицинских услуг.
Что изменится для больниц? Они смогут официально заказывать деньги из госбюджета под гарантированный пакет медицинских услуг. Кроме того, они смогут официально зарабатывать дополнительные средства. И чем лучше они будут предоставлять свои услуги населению, тем больше они будут зарабатывать. Что изменится для населения? Мы будем четко понимать, какие услуги и где можем получить и сколько они стоят. Сейчас у нас все происходит выборочным образом: повезло – операция бесплатная, не повезло – плати. Кроме того, официальная оплата медицинскому учреждению за услуги открывает рынок как для страховых компаний, так и для частных медицинских учреждений.
Супрун: У каждого пациента будет выбор, к какому врачу или в какую больницу обратиться. Это могут быть как коммунальные больницы, так и частные. Но вы должны быть готовы доплатить разницу в цене услуги. В дальнейшем борьба за пациентов между частными и коммунальными больницами будет развивать рынок медицинских услуг.
О влиянии реформы на медработников
Евгений Гончар: Если говорить о семейной медицине в Украине, на данный момент мы находимся на самом дне. Хуже некуда. Сегодня врачи вынуждены либо попрошайничать, либо смотреть в карман пациентов. Уже сейчас часть из этих пациентов не могут оплатить ни лекарств, ни диагностических услуг. Поэтому я поддерживаю любые изменения, которые позволят нам оттолкнуться от этого дна. Первая проблема, которую нужно решить, – оптимизировать работу врачей. Они должны лечить людей, а не заниматься бюрократией. А при нынешней реформе последнее вызывает у меня опасения. Введение новых процедур и механизмов (например, подписание страховых договоров) может вызвать еще большую бюрократизацию системы. Кроме того, вызывает вопросы система вызовов пациентами врачей на дом.
Супрун: Я согласна с Евгением в том, что касается неэффективного использования времени врачей. Существует специальная программа "Поликлиника без очереди": пациент может записываться к врачу на прием по телефону или через интернет. Это очень удобная система, которая позволяет эффективно использовать как время пациента, так и врачей. Все должны понимать, что реформа, которая сейчас происходит, это не просто изменение системы здравоохранения. Это изменение отношения государства к своим гражданам.
О рисках реформы
Татьяна Юрочко: Внедрение страховой медицины в Украине не решит проблем медицинской сферы. Этот тезис подтверждает негативный опыт многих стран, в которых действует такая система. Например, в Польше отказываются от такого варианта финансирования медицины.
На самом деле людям все равно, кто оплатит предоставленные им медуслуги: государственный бюджет или определенный социальный фонд медицинского страхования. Для них самое главное – получить своевременную и качественную медицинскую помощь.
Сейчас не очень корректно говорить, что государство сможет покрыть все расходы. Нужно четко определить цену на услуги, чтобы понимать, какой пакет сможет профинансировать государство из госбюджета, а за что пациенту придется платить самому. Когда Министерство здравоохранения утвердит методику расчета стоимости услуг, определит цену и установит четкие правила игры, только тогда можно будет что-то регулировать.
Но это не вопрос одного дня, мы все должны это понимать.