Подготовка нового закона «О страховании» проходит без острой потребности для рынка в данном документе. По мнению страховщиков, нынешняя редакция вполне приемлема, а потому в разработке новой редакции спешка совершенно ни к чему и может привести лишь к дестабилизации рынка.
Новая редакция закона «О страховании» вносит ряд абсолютно новых для рынка норм, приближенных к европейским директивам. Этот факт страховщики называют позитивным для дальнейшего развития рынка, однако считают необходимым адаптировать их к украинским реалиям. В первую очередь это касается статей по усилению полномочий надзорного органа, раскрытию информации СК, определению платежеспособности компаний и принципов инвестирования, изменению формы собственности страховых компаний.
По мнению председателя правления СК «Граве Украина» Татьяны Мищук, в законе должны быть четко сформулированы полномочия надзорного органа, а возможность осуществлять оперативную регуляцию страхового рынка с помощью подзаконных актов должна быть ограничена теми сферами, которые претерпевают постоянные изменения. «Перечисление в редакции законопроекта различных требований к страховщику или перечни запретов часто заканчиваются фразой «и другие, установленные уполномоченным органом», что означает практически безграничные права государства вмешиваться в деятельность компаний. Различные действия страховщика предлагается перевести в разряд разрешительных – назначение специалистов на должности, изменения в уставных документах, инвестиционные операции и др. должны осуществляться только после разрешения уполномоченного органа, тогда как в мировой практике и современной украинской они носят уведомительный характер», – говорит Мищук.
Как отмечают в СК «Вексель», большинство выдвигаемых требований в отношении формы собственности СК, системы их управления, лицензирования, взаимоотношений со связанными лицами, а также инвестиционной и финансовой деятельности по определению должны способствовать повышению открытости рынка. В действительности же многие из них могут привести к печальным последствиям и вызывают много вопросов. «К примеру, не приведет ли желание перевести страховщиков в ОАО к повышению риска их захвата рейдерами? А усиление роли госорганов в решении вопросов собственности и управлении СК – к росту коррупции», – высказывает опасения генеральный директор СК «Вексель» Василий Фурман.
Председатель правления СК «Блакитний поліс» Анатолий Лазоренко разделяет мнение относительно необходимости доработки статей, касающихся предоставления информации по собственникам и руководству компаний. При этом, считает он, необходимо прописать организационные формы филиалов иностранных страховых компаний, разрешить страховым компаниям приобретать недвижимость в собственность, поскольку это один из самых надежных и доходных источников инвестирования. Что касается лайфового сектора, то в СК «Блакитний поліс» убеждены, что принятие нового закона – шанс для СК жизни получить четко прописанные правила игры в пенсионном страховании и участия в пенсионной реформе, а именно в рамках второго и третьего уровней пенсионной системы. В связи с этим страховщики жизни предлагают нормы, касающиеся лайфового рынка, вынести в отдельный раздел. Уже сейчас лайфовый сектор однозначно позитивно оценивает то, что в рабочей версии законопроекта прописано введение инвестиционного и медицинского страхования в отрасли.
У специалистов рынка есть и ряд иных принципиальных замечаний. В частности, касающихся рынка посреднических услуг, а именно того, что комиссионные брокеру должен платить страхователь. Как считают в компаниях, такую норму могут позволить себе ввести только страны с чрезвычайно высокой культурой страхования, например, скандинавские.
Говоря о культуре страхования, СК приводят и другие нормы новой редакции, которые вряд ли будут работать по той схеме, которую прописывает законодатель. Например, в законопроекте оговаривается, что страхователь обязан при заключении договора страхования уведомить страховщика о других заключенных договорах по данному объекту страхования. В противном случае новый договор является недействительным. «Такая норма может нести негативные последствия для страховщика, – считает Татьяна Мищук. – Ведь он не знал, что объект уже застрахован, но вынужден будет вернуть полученные премии страхователю–обманщику. А кто возместит затраты страховщика?»
Похожая норма касается того, что страховщик может потребовать от потенциального страхователя пройти медобследование и обязан предоставить ему результаты, однако при этом обязанность для страхователя заключать договор страхования не оговорена. Как считают страховщики, в украинских реалиях это может привести к тому, что, получив возможность бесплатного обследования, клиенты будут злоупотреблять своим правом, впоследствии отказываясь от заключения договора.
Основные изменения в действующий закон
Расширение функций Госфинуслуг с точки зрения контроля за деятельностью компаний.
Изменение формы собственности СК (переход на ОАО).
Усиление требований к органам управления СК, акционерам и менеджменту.
Внедрение тщательного контроля по операциям между СК и связанными сторонами.
Внедрение европейских требований к платежеспособности компаний и ее расчету.
Ужесточение инвестиционной политики СК и политики перестрахования.
Приведение видов страхования в соответствие к европейским нормам.
Мнения страховщиков
Нужен ли рынку новый закон «О страховании»? Сергей Чернышов, президент СК «ЛЕММА»
Закон «О страховании» был принят более десяти лет назад, и изменения, которые в него вносились, лишь незначительно его дополняют и корректируют. Необходимость принятия нового закона объективно есть.
Василий Фурман, генеральный директор СК «Вексель»
Действующий Закон «О страховании» нуждается в усовершенствовании и уточнении ряда норм. В частности, в отношении перечня видов страхования; четких критериев формирования правил страхования по добровольным видам, соотношения правил страхования и договора страхования; конкретизации методологии процесса урегулирования; формирования и размещения резервов страховщика, участия страховых организаций в инвестиционном процессе. Нуждается в доработке и законодательная база функционирования и полномочий регулятора рынка, а также вопрос роли страховых организаций в формировании стратегии развития страхового сектора в целом.
Павел Царук, председатель правления СК «ТАС»
Действующий Закон «О страховании» вполне приемлемый. В нем, конечно, есть некоторые моменты, которые стоило бы более тщательно прописать. Например, участие СК жизни в пенсионной реформе. Если говорить о том, нужен ли рынку новый закон «О страховании», теоретически да. Однако его принятие требует тщательной и долгой отработки в тесном сотрудничестве с экспертами рынка. Нынешняя редакция законопроекта сырая и не может быть принята в ближайшее время.
Ольга Зайцева, председатель правления СК «НОВА»
Рынок давно нуждался в новом законе «О страховании», и та идея, которая была заложена в основу его новой редакции, несет в себе много перспективных теоретических положений. Хотя обнародовать «сырой» вариант преждевременно – зачем пугать рынок?
Анатолий Лазоренко, председатель правления СК «Блакитний поліс»
Рынок страхования в Украине развивается, и, с одной стороны, необходимость учета международных признанных норм, а с другой – национальные особенности требуют соответствующего развития законодательства. Касательно страхования жизни – это и пенсионное обеспечение, и инвестиционное, и медицинское страхование. Думаю, не столь важно, будет ли это новый закон или будут внесены изменения в действующее законодательство.
Татьяна Мищук, председатель правления СК «Граве Украина»
Новый закон нужен, но не для того, чтобы передать в руки государства полный и неограниченный контроль над деятельностью частных страховых компаний. Логика взаимоотношений бизнеса и государства такова, что в случае, если государство присваивает себе право управления бизнесом, оно же должно нести и ответственность за результаты экономической деятельности коммерческих структур. А такую ответственность государство как раз не спешит на себя брать.