На прошлой неделе депутат Сергей Терехин зарегистрировал собственную версию страхового закона. По мнению участников рынка, «новый» проект фактически дублирует поправки, которые готовит небанковский регулятор. Однако его автор – заместитель главы парламентского комитета по финансам и банковской деятельности Сергей Терехин – убежден, что этот документ преподнесет страховщикам немало сюрпризов.
Сам г–н Терехин признает, что поданный им законопроект во многом повторяет документ, который готовил Госфинуслуг совместно с экспертами Всемирного банка (небанковский регулятор намерен передать его в Кабмин со дня на день). «Различия в них касаются в основном механизмов надзора, компетенции компаний лайф и нон–лайф. И главное – мой проект предоставляет коммерческим СК право участвовать в обязательном медстраховании, которое вскоре должно появиться в Украине. Поскольку нынешнее правительство не намерено отдавать этот вид частным компаниям, а настаивает на создании очередного фонда, стало понятно, что нужно немедленно подавать закон, который покажет, как при малейшем участии государства и бюджета могут быть защищены интересы заинтересованных лиц», – говорит г–н Терехин.
Но при более внимательном прочтении становится очевидным, что никаких коренных изменений в области обязательного медстрахования терехинская редакция документа не содержит. Этот вид (так же как и в проекте Госфинуслуг) фигурирует как в списке добровольных, так и обязательных видов. Кроме того, лайфовым компаниям предоставляется возможность заниматься непрерывным страхованием здоровья. Хотя не исключено, что наиболее существенные изменения появятся ко второму чтению. «Сегодня медицинским страхованием занимаются рисковые компании. Они могут это делать и в дальнейшем. Но обязательным медицинским страхованием будут заниматься только лайфовые СК. Кроме того, им отдадут и ряд других обязательных видов», – говорит Сергей Терехин.
Страховщики жизни разделяют такую позицию. «В мировой практике медстрахованием занимаются либо специализированные компании, либо лайфовые. В гораздо меньшей степени на этот рынок допускаются рисковые страховщики. Не думаю, что в Украине стоит запрещать данный вид деятельности компаниям нон–лайф, но не разрешать это делать страховщикам жизни – глупо», – убеждена председатель правления СК «ПРОСТО–Страхование. Жизнь и пенсия» Галина Третьякова. По ее мнению, будет справедливо, если обязательным медстрахованием у нас станут заниматься именно страховщики жизни. Ведь требования к таким компаниям намного жестче, нежели к их рисковым коллегам. Кроме того, лайфовые компании не грешат проведением схем налоговой оптимизации. Зато едва ли такая перспектива понравится рисковым страховщикам, которые уже не первый год пытаются доказать свою незаменимость при реализации медицинской «обязаловки». Заинтересованность компаний вполне понятна. По некоторым оценкам, объем этого рынка может составить до 10 млрд грн.
Новый проект депутата Терехина также предполагает серьезное расширение полномочий регулятора, что вызывает вполне понятное недовольство участников рынка. «Согласно законопроекту Госфинуслуг получает практически неограниченные права. Например, для отзыва лицензии теперь будет достаточно любого нарушения законодательства со стороны СК или положений, прописанных в нормативных документах регулятора. То, что раньше считалось незначительным проступком, теперь может расцениваться как нарушение закона и приводить к потере права работать на рынке. Это недопустимо», – заявили «ДС» в одной из СК. Однако страховщики надеются, что еще не поздно исправить ситуацию. «Вместе с Госфинуслуг мы уже говорили о том, что в законе должны быть выписаны более четкие полномочия регулятора. Все возможные виды нарушений со стороны СК необходимо дифференцировать по степени риска, чтобы отсутствие какой–то незначительной «бумажки» не влекло за собой потерю лицензии. Еще один из основных блоков, которым нужно дополнить проект, – усиление требований к сотрудникам Госфинуслуг. Эта норма должна регламентировать наличие у них образования, профессиональных навыков, прописывать ответственность за принятые решения», – считает генеральный директор Лиги страховых организаций Наталия Гудыма.
Сам автор документа хотя и допускает, что расширение полномочий чиновников может дать им отличную возможность для злоупотреблений, все же не видит альтернативного решения данного вопроса. «Регулятор должен иметь возможность мгновенно вмешиваться в ситуацию и сразу отзывать лицензии, если увидит, что компания проводит сомнительные операции. Если процедура отзыва лицензий будет длительной, возникает угроза, что финучреждение, которое, по сути, является «пирамидой» или занимается отмыванием денег, станет пользоваться беспомощностью регулятора», – поясняет Сергей Терехин.
До конца текущего месяца он намерен внести в парламент еще один документ – новую редакцию закона о финансовых услугах и госрегулировании рынков финуслуг. «Он принципиально изменит определение всех финансовых операций. Регулироваться будут все услуги, которые по своей экономической сути подпадают под обозначение финансовых. Независимо от того, какой статус имеет лицо, которое их предоставляет», – обещает депутат.