Отдельная категория VIP–клиентов – управленцы, которые страхуются по программе D&O (directors and officers liability insurance). Это страхование ответственности топ–менеджера перед акционерами компании за последствия своих неверных решений.
Страховка D&O стоит дорого. Определенного тарифа нет – все зависит от уровня руководителя и масштаба компании, которой он руководит. Например, если это крупный концерн или финансовый холдинг с миллиардными оборотами, то неверное решение топ–менеджера может нанести владельцам убытки, которые исчисляются цифрами с девятью нулями. Поэтому и страховка в данном случае будет стоить сотни тысяч гривен. И хотя особой практики такого страхования у отечественных специалистов нет, по их мнению, нижняя «планка» такой страховки – от 100 тысяч гривен. Поэтому и статус у таких клиентов особый, «виповский».
Оценить специалиста
Правда, отечественные страховые компании пока не могут похвастаться такими «випами». Их единицы. Но специалисты прогнозируют, что пройдет немного времени, и такая страховка будет в Украине обычным делом. «D&O пока интересует только управленцев публичных компаний, акции которых котируются на биржах, – говорит заместитель председателя правления страховой компании
«Аска» Елена Мошаро. – У нас бизнес еще не настолько открыт, чтобы позволить страховщику «копаться» в бухгалтерии компании для оценки нанесенного топ–менеджером ущерба».
Для сравнения: в США полисы D&O приобретают почти 95% руководителей всех крупных корпораций. Ни один «топ» не начнет работать до тех пор, пока не купит такую страховку. Это нужно не только акционерам компаний, но и самому профессионалу, потому что страховая компания, проверяя его опыт и знания, невольно оценивает этого менеджера как специалиста.
Полис для публики
В отличие от США, в Украине полис нужен топ–менеджерам не для того чтобы предупредить риски, а в связи с требованиями при публичном размещении акций (IPO). Дело в том, что в течение шести лет после «выхода» компании на фондовую биржу ее акционеры имеют право подать иск на топ–менеджмент, который, по их мнению, предоставил неточную или неполную информацию о деятельности компании, что привело к неправильной оценке ее стоимости.
Что же касается большинства представителей украинской управленческой элиты, то они, как правило, даже не знают о существовании такого вида страхования.