По мнению специалистов, наиболее приемлемая форма страхового возмещения и для страховщика, и для его клиента – это ремонт автомобиля на СТО, услуги которого страховая компания оплачивает напрямую. «При этом желательно, чтобы станция техобслуживания сотрудничала со страховой компанией, – объясняет заместитель председателя правления «Украинской страховой группы» Геннадий Мыснык. – Тогда и цена ремонта будет приемлема, и имидж страховщика плохими услугами станция портить не будет».
Что касается выплаты возмещения «на руки» – из кассы или на расчетный счет страхователя, – то страховщики неохотно идут на такой шаг. По их мнению, наличность стимулирует развитие страхового мошенничества. Эксперты подсчитали, что сегодня страхователи–аферисты получают около 10% общего объема страховых возмещений. То есть если за полгода отечественные компании выплатили около 700 миллионов гривен по автострахованию (КАСКО, ОСАГО и «Зеленая карта»), то получается, что около 70 миллионов досталось «романтикам большой дороги».
«Автогражданка» у аферистов большой популярностью не пользуется, потому что максимальная выплата по закону об ОСАГО сравнительно невелика – в случае нанесения ущерба имуществу 25,5 тысячи гривен. Другое дело КАСКО! Особенно если речь идет о страховании дорогих автомобилей стоимостью от 350 тысяч гривен. Тут мошенники умудряются получить страховку даже за угон в Украине машины, которая никогда не покидала территорию США! «Поэтому служба безопасности компании, как правило, с особой тщательностью проверяет дорогие иномарки, – говорит Геннадий Мыснык, – их техническое состояние, год выпуска, место продажи и пр.».
Наиболее распространенными видами мошенничества в автостраховании являются лжеугоны, инсценировка ДТП, страхование одного авто в нескольких компаниях, сокрытие информации о ранее полученных повреждениях, фальсификация документов по технической экспертизе.
Зачастую не обходится без помощи страховых агентов и сотрудников компаний. «Очень часто клиент вступает в сговор с агентом и оформляет страховку «задним числом», когда ДТП уже произошло», – рассказывает Мыснык.