Не разгонишься
В Украине кэптивные СК постепенно утрачивают прежнюю привлекательность. Страховщики утверждают, что многие из этих СК стремятся перестроить работу, чтобы стать полноценными участниками рынка, способными самостоятельно бороться за клиентов и увеличивать объемы собираемых страховых премий. По традиции, услугами кэптивных СК в Украине пользовались крупные бизнес–структуры для обслуживания своих рисков и реализации схем оптимизации налогообложения и перераспределения капитала в рамках ФПГ. Банки также весьма активно развивали подконтрольные СК, получая таким образом дополнительную прибыль, и препятствовали оттоку денег своих клиентов в структуры конкурентов. Впрочем, действия регулирующих органов и их законодательные инициативы свидетельствуют о том, что в скором времени использование «карманных» СК станет неэффективным.
В частности, Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) активно добивается перевода страхового рынка на общую систему налогообложения. Если подготовленные регулятором законодательные изменения будут приняты Верховной Радой, то схемы, применяемые предприятиями и СК для оптимизации налогообложения, перестанут работать. Это очевидно, так как механизм оптимизации налогообложения (см. «Оптимизация налогообложения…» на стр.75) работает исключительно благодаря отличиям в налогообложении страховщиков (3% валовых поступлений) и других компаний (25%–ный налог на прибыль). Руководство Госфинуслуг не раз заявляло о намерении перевести страховщиков на общую систему налогообложения уже с 1 января 2008 г., что постоянно вызывало протесты участников рынка и Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ).
Кроме того, в скором
времени ФПГ не смогут в полной мере использовать кэптивные СК для повышения капитализации компаний, входящих в состав групп. Действительно, ФПГ может обеспечить свою СК финансовыми потоками, часть из которых пойдет на формирование страховых резервов. СК имеет право формировать часть страховых резервов акциями своих собственников или других компаний, входящих в группу. В то же время оставшиеся средства страховых резервов могут быть при необходимости возвращены собственникам СК через страховые выплаты (см. «Повышение капитализации...). Но 28 октября 2007 г. вступают в силу новые Правила функционирования фондовых бирж, ужесточающие требования к ценным бумагам, которые могут включаться в различные уровни листинга фондовых бирж. В частности, будет устранен третий уровень листинга, где представлены наименее ликвидные акции предприятий. При этом Госфинуслуг, со своей стороны, ужесточит правила формирования страховых резервов, новая редакция которых должна вступить в силу 1 ноября 2007 г. Страховщики в скором времени будут вынуждены инвестировать средства только в те акции, которые прошли процедуру листинга по новым Правилам функционирования фондовых бирж. Следовательно, количество предприятий, которые смогут использовать средства СК для увеличения своего уставного фонда, может существенно уменьшиться. О масштабах использования страховщиками неликвидных ЦБ явно свидетельствует сообщение ЛСОУ: «В соответствии с новыми требованиями до 1 ноября текущего года должны быть переразмещены резервы почти на 1 млрд грн.».
Более того, Госфинуслуг последовательно выступает за сокращение перечня обязательных видов страхования. Соответствующие изменения уже предусмотрены в новой версии Закона «О страховании», подготовленной Госфинуслуг совместно с участниками рынка. И чиновники, и страховщики признают, что все множество обязательных видов страхования используют в основном профильные министерства и ведомства для обеспечения притока средств к связанным с ними страховщикам.
Не останутся в стороне и банки. Очевидно, банкам в будущем придется отказываться от работы исключительно с кэптивными СК. Уже нередки случаи, когда крупные банки допускают к страхованию своих клиентов более 10 СК. Определенная роль в этом процессе отводится Антимонопольному комитету Украины. Дело в том, что страховщики, не имеющие доступа к страхованию банковских клиентов из–за присутствия в банках кэптивных СК, инициировали расследование АМКУ на рынке потребительского кредитования. Некоторые СК обвинили банки в том, что последние лишают заемщиков права самостоятельно выбирать страховщиков. АМКУ начал исследование рынка потребительского кредитования и еще в начале апреля текущего года применил санкции к одесскому Имэксбанку за неполноту информации, предоставленной Комитету. Интерес АМКУ был вызван подозрением, что Имэксбанк принуждает клиентов сотрудничать с СК «Приморье». Впрочем, каких–либо санкций за нарушения антимонопольного законодательства АМКУ как к Имэксбанку, так и к другим участникам рынка в рамках проводимого расследования пока не применил.
Потеря донора
Судя по всему, для владельцев кэптивных СК хорошим поводом изменить свое видение дальнейшего развития страхового бизнеса стал опыт, полученный с приходом в Украину иностранных инвесторов. В 2005–2007 гг. иностранные инвесторы активно покупали местные банки и страховые компании, но редко соглашались купить банк и связанную с ним СК. При этом следует понимать, что потеря дружественных организаций для кэптивной СК означает потерю клиентов и, соответственно, финансовых потоков.
Впрочем, многие СК весьма успешно расстаются с прежними партнерами по группе. В частности, банк «Аваль» (теперь «Райффайзен Банк Аваль»), до того как в 2005 г. его купила австрийская группа Raiffeisen, был тесно связан через общих владельцев с СК «Эталон» и СК «Эталон жизни». Теперь же банк одновременно сотрудничает со множеством компаний по страхованию залогового имущества. В свою очередь, указанные СК пытаются активно конкурировать на розничном рынке. В частности, компания «Эталон жизни» была продана международной финансовой группе Fortis, в начале 2007 г. переименована в «Фортис Страхование жизни Украина» и на сегодняшний день активно наращивает сеть страховых агентов. Аналогичная история произошла и с группой «ТАС», принадлежавшей Сергею Тигипко. В июле текущего года г–н Тигипко продал входящие в группу ТАС–Комерцбанк и ТАС–Инвестбанк шведскому Swedbank. При этом под контролем прежнего владельца остались Страховая группа «ТАС» и компания по страхованию жизни «ТАС», которые продолжают развиваться как самостоятельные финансовые учреждения.
Знает рынок и примеры, не связанные со взаимодействием банков и страховых компаний. Летом текущего года о намерении активно развивать розничный страховой бизнес заявила СК «Интертрансполис», до недавнего времени обслуживавшая интересы «Укрзалізниці». В частности, компания страховала персонал госпредприятия. Из более ранних примеров можно привести СК «Укринмедстрах». С 1997 г. компания была монополистом в сфере страхования здоровья иностранцев, въезжающих на территорию Украины. 1 января 2007 г. Кабмин разрешил всем СК продавать иностранцам полисы, гарантирующие оказание экстренной медицинской помощи. Впрочем, еще в 2004 г. СК «Укринмедстрах» была продана российской СК «РЕСО гарантия» и переименована в «ПРОСТО–Страхование». К тому времени компания смогла развить другие направления страхового бизнеса и собственную региональную сеть.
Запасной вариант
Впрочем, рынок вряд ли полностью избавится от кэптивных СК. Страховщики признают, что каждая компания, будучи даже абсолютно независимой, ищет возможность использовать связи с крупным бизнесом и властью. «Кэптивный бизнес существует не только в Украине, но и во всем мире. В Украине почти весь страховой бизнес так или иначе кэптивен. Существует даже шутка, что каждый уважающий себя депутат имеет свою страховую компанию», – утверждает Павел Фурсевич, председатель правления СК «ПРОСТО–Страхование» (г.Киев; с 1997 г.; около 1,5 тыс.чел.).
При этом страховщики отмечают, что создание кэптивной компании, несмотря ни на что, остается наиболее эффективным способом запустить собственный страховой бизнес. «Создавать кэптивную СК на сегодняшний день имеет смысл в качестве первого этапа построения рыночной классической компании», – говорит Василий Фурман, генеральный директор СК «Вексель». По его словам, в данном случае кэптивный бизнес позволяет в сжатые сроки построить реально работающую компанию с неплохим потенциалом, которая, с одной стороны, сможет обеспечивать профессиональный страховой риск–менеджмент интересов ФПГ, а с другой – постепенно начать увеличивать доходы от работы на конкурентном рынке.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что основная проблема отечественных кэптивных СК – собственники слишком поздно начали развивать их как рыночные компании. «У нас определенное время кэптивные компании развивались неправильно, использовались в основном только в рамках схем оптимизации налогообложения, которые уже отмирают, – утверждает Павел Фурсевич. – Есть кэптивные СК, которые пытаются конкурировать, входят в розницу, но есть и другие, которые работают только на потоках своих владельцев. Но это путь в никуда.»
Участники рынка отмечают, что сейчас кэптивные СК развивают в основном те компании, в которых не хватает собственного риск–менеджмента – специалистов по оптимизации рисков.
ОБ эффективности
Василий Фурман (29),
генеральный директор СК «Вексель» (г.Киев; с 1994 г.; около 500 чел):
– Следует четко понимать, что страховой бизнес даже в рамках определенной ФПГ должен быть эффективным и рентабельным. Лишь в этом случае он будет не обузой для ФПГ, а источником дополнительной прибыли. Если же созданной кэптивной СК управляют неэффективно, она, скорее, может принести существенные потери для создавшей ее ФПГ, главным источником которых может стать аккумуляция рисков и катастрофических убытков, которые при нормальных условиях должны передаваться в управление профессиональному риск–менеджменту. Именно поэтому, по мере развития украинского рынка страхования и более четкого разграничения на нем профессиональных лидирующих на рынке СК и менее эффективно управляемых, многие ФПГ начинают ориентироваться на работу с лидерами рынка страхования, а не на содержание собственных неэффективных СК.
О детских болезнях
Игорь Яковенко (50),
президент ассоциации «Страховой бизнес» (г.Киев; с 2004 г.; объединяет 50 компаний):
– По мере того как государство передает рынку все больше рычагов управления, кэптивных компаний становится все меньше. Существенную роль в этом процессе играет приватизация государственных предприятий и корпораций. В свое время многие СК были созданы для обслуживания госструктур и госпредприятий. В нынешних условиях подобные кэптивные СК становятся ненужными. Если в 90–е годы СК опирались на государственные структуры, то теперь они ищут связи с крупными корпорациями, чтобы получить клиентов и финансовые потоки. Это детская болезнь рынка, которую он перерастет. Конечно, от кэптива в страховании полностью избавиться не удастся. Тем не менее, рано или поздно, крупный бизнес и банки поймут, что неразумно концентрировать у себя все риски, передавая их своей же СК.
О приемуществах
Сергей Чернышов (41),
президент СК «ЛЕММА» (г.Харьков; с 1994 г.; около 80 чел.):
– На мой взгляд, можно выделить, как минимум, три преимущества создания кэптивной страховой компании для ФПГ. С одной стороны, она является инструментом альтернативной передачи риска, т.е. специализированным подразделением группы, которое масштабно управляет рисками всех ее компаний. С другой стороны, риски группы могут быть максимально защищены благодаря покупке программ перестрахования. И наконец, кэптивная компания, управляя рисками, решает вопросы так называемой «отложенной прибыли» – при отсутствии страховых случаев потраченные на страхование средства остаются в группе. Решение создать свою компанию или работать с независимым страховщиком зависит от умения владельца или топ–менеджера ФПГ использовать механизмы страхования, а также от особенностей каждого конкретного бизнеса.