Не желая терпеть убытки из-за курсовых качелей, компании вынуждают клиентов переходить на гривневые договоры
Страховщики отказываются от доллара
Не желая терпеть убытки из-за курсовых качелей, компании вынуждают клиентов переходить на гривневые договоры
Страховщики жизни начинают отваживать клиентов от страхования в валюте, ухудшая условия по таким полисам. Результаты новой политики компаний налицо: теперь, по данным компаний, подавляющая часть накопительных страховок номинируется в слабеющей гривне
РЕЗКИЕ курсовые колебания на валютном рынке приносят компаниям немалые убытки. Дело в том, что клиенты, заключившие договоры в валютном эквиваленте, вносят в компанию платежи в гривне. Размер взноса пересчитывается в соответствии с официальным курсом НБУ на дату внесения платежа. Поскольку СК обязаны формировать резервы в той валюте, в которой несут ответственность перед клиентом, им приходится покупать СКВ, но уже по коммерческому курсу. А он в последнее время довольно существенно отличается от официального (маржа нередко достигает 10% и более). Перекрывать потери от курсовой разницы компании пытаются различными способами. «Для этого используются внутренние резервы СК — акционерный, собственный капитал, а также прибыль, полученная компанией от инвестиционной деятельности», — уверяет председатель правления СК «Дженерали-Гарант» Станислав Гоцуляк. Однако большинство участников рынка признают, что перекладывают потери от курсовых разниц на плечи клиентов. «Волатильность курсов валют и расходы на приобретение СКВ наша компания закладывает в тариф», — рассказала «k:» председатель правления СК «ПРОСТО Страхование. Жизнь и пенсия» Галина Третьякова. Другие страховщики компенсируют свои потери за счет недоначисления страхователям дополнительного инвестиционного дохода по валютным договорам. Жертвовать своей доходностью (страховщику причитается до 15% от инвестдохода, заработанного при размещении резервов) компании просто не могут. «Курсовые разницы при покупке валюты «съедают» существенную часть дохода компаний. При этом СК даже не имеют право отнести эти расходы на затраты. Согласно разъяснению налоговой, весь инвестиционный доход страховщика облагается 25%-ным налогом на прибыль», — сетует председатель правления СК «ТАС» Павел Царук.
Еще одна причина, побуждающая компании отказываться от валютных договоров, — политика небанковского регулятора. По неофициальным данным, в ближайшее время Госфинуслуг намерен ввести мораторий на заключение лайфовыми страховщиками договоров в валютном эквиваленте (по аналогии с постановлением НБУ, существенно ограничившим возможности банков по кредитованию в СКВ). К предполагаемым новшествам участники рынка относятся по-разному. «Договоры в СКВ сейчас не актуальны. Это бессмысленное раздевание и компаний, и клиентов. Хоть жесткого запрета на заключение таких договоров у нас в компании пока нет, мы четко ориентируем наших клиентов и продавцов на гривневые договоры, объясняя, что по валютным полисам клиенты получат более низкий дополнительный инвестдоход. Поэтому в валюте у нас сейчас заключаются лишь единичные договоры», — рассказывает председатель правления СК «УСГ Жизнь» Оксана Голеншина. Чтобы отбить у клиентов охоту страховаться в СКВ, компании ухудшают условия таких договоров. Так, ряд страховщиков уже снизил ставку гарантированного инвестдохода по договорам в долларах и евро до 2–3%, оставив при этом 4%-ную доходность по полисам в национальной валюте. Другие планируют сделать это в ближайшее время. «Мы серьезно подготовились к возможным последствиям введения моратория. Стараемся переориентировать и агентскую сеть и MLM на заключение договоров в национальной валюте. Думаю, с 2009 года мы изменим тарифы по валютным договорам, уменьшим гарантированный инвестдоход. То есть сделаем договоры в валюте не интересными для клиентов, либо вообще их свернем», — обещает Павел Царук.
Впрочем, борьбу инвалюте пока готовы объявить лишь отечественные компании. «Мы не приостанавливали заключение валютных договоров и не планируем этого делать. У компаний должен быть резерв, за счет которого они смогут покрывать курсовые колебания. Страховщики обязаны были подготовиться к подобному сценарию», — заявляет Станислав Гоцуляк. «В нашей компании соотношение договоров в долларах и гривне сейчас составляет 70 к 30. Люди по-прежнему не слишком доверяют гривне. Не думаю, что запрет на заключение договоров в СКВ — разумное решение. Нерыночность этой меры ни в малейшей степени не соответствует тому эффекту, который она может дать», — убежден национальный менеджер Grawe Group в Украине Роман Дэнис. Кроме того, эксперты отмечают, что введение моратория поможет решить валютную проблему лишь отчасти. По вновь заключенным договорам «курсовой» вопрос будет снят, однако он останется актуальным для старых полисов — и компании, и их клиенты продолжат терпеть убытки. «В такой ситуации было бы разумно разрешить компаниям принимать платежи в СКВ», — полагает Павел Царук.
В то же время эксперты прогнозируют, что украинцы и сами постепенно будут отказываться от валютных договоров. По мере роста курса доллара гривневый эквивалент платежей, которые им придется вносить в компанию, будет расти. Справиться с возрастающей финансовой нагрузкой будет под силу далеко не всем страхователям. Кроме того, свою роль сыграет и любовь обывателей к высоким доходам — как и в случае с депозитами, гривневые полисы сулят гражданам более высокую доходность, которая на 3–5% может превышать ставку по валютным договорам.