В последнее время к основным клиентам коллекторских агентств (банкам) добавились и страховщики, которые сталкиваются с ростом дебиторской задолженности и регрессными исками к виновникам страховых случаев
Коллекторы жалуются, что работать со страховыми компаниями сложнее, так как они передают задолженность с большой просрочкой. Размер комиссии при работе со страховщиками выше на 30-40%.
Коллекторы сетуют, что страховщики не осознали еще выгоду от работы с коллекторами, потому передают, как правило, только совсем безнадежные случаи. Но кризис и нехватка средств подстегнули страховщиков активнее сотрудничать с коллекторами.
«С начала 2009 г. количество обращений страховых компаний к коллекторам увеличилось вдвое. Если ранее страховые компании справлялись с финансовыми проблемами силами своих юридических подразделений, то теперь ситуация изменилась. До кризиса страховые компании не испытывали финансовых затруднений, потому что банки активно кредитовали население, а СК активно страховали имущество, приобретаемое в кредит, и финансовые риски по выдаваемым кредитам. На сегодняшний день после существенного сворачивания кредитования единственным источником доходов СК оказалось возвращение задолженности, которая скапливалась годами»,— рассказал «і» Денис Дольский, директор юридического департамента «Независимое коллекторское агентство» (ICA Украина).
Страховые компании передают коллекторским агентствам долги по КАСКО (80%), ОСПГО (15%) и финансовые риски, которые образуются при невыплате кредитов банковскими заемщиками (до 5%). Как отмечают коллекторы, основную долю задолженности перед СК формируют регрессные иски, или долги третьих лиц, которые стали участниками ДТП. И если раньше СК передавали коллекторам старые долги (2-3 года), то сейчас страховые компании уже готовы передавать и долги 2-3 месяцев.
Но к такой практике прибегают не все. «Страховые компании еще не осознали роль коллекторских компаний в их деятельности. Тем не менее сегодня мы подписываем договор с двумя СК, и они уже готовят реестры задолженности для передачи нам. Речь идет о передаче регрессных долгов по страхованию финансовых рисков банков, которые выдавали потребкредиты. Когда банк выдавал беззалоговый кредит, одним из условий было страхование на случай невозможности оплачивать кредит по причине временной нетрудоспособности и другим причинам. А после того, как кредиты стали невозвратными, СК выплатили банку возмещение и стали третьим лицом, заинтересованным в возврате средств должника. Но основная проблема — это большой срок задолженности — до 360 дней. А если на сроках 30-60 дней эффективность возврата 80-90%, то на сроках 360 и более эффективность возврата не превышает 5-7% от объема портфеля, передаваемого в работу»,— пояснил Александр Ильчук, гендиректор Европейского агентства по возврату долгов. По его словам, эффективность возврата сейчас снижается еще и по причине инфляции гривни, а также росту безработицы.
Страховщики объясняют, что не против работать с коллекторами, но не всегда готовы передавать им портфели для взыскания долгов. Страховщикам сейчас интересно получить хотя бы частичное возмещение задолженности, то есть продать проблемный портфель.
«Спрос на коллекторскую деятельность есть. Но что выгоднее и дешевле — взыскать задолженность собственными силами или силами коллекторов? Хорошие долги мы и сами можем взыскать. Если, например, нам должен другой страховщик, с которым у нас хорошие отношения, то отдавать этот долг коллектору неправильно, проще найти какой-то компромисс. С юрлицом тоже проще найти понимание. А задолженность физических лиц мы готовы отдавать коллекторам, но смогут ли они взыскать эту задолженность? Мне пока из коллекторов никто не предлагал живые деньги за такой портфель. А передача в управление не всегда выгодна, потому что долг устаревает. Вариантов сотрудничества с коллекторами много, но нам было бы удобнее сразу получить деньги»,— объяснил позицию страховщиков Дмитрий Гончаров, глава набсовета ФГ «Страховые традиции».
Но коллекторы не готовы покупать проблемные портфели СК. «Уже сегодня страховым компаниям не хватает собственного ресурса для обработки накопленных долгов, и многие СК заинтересованы в продаже долговых портфелей. Однако на сегодняшний день в переговорах с коллекторскими агентствами о продаже долговых портфелей камнем преткновения остается вопрос их цены»,— утверждает господин Дольский.
«С продажей портфелей не все так просто. В случае с банком клиент подписывает договор, и есть четкие договорные отношения, а в случае нарушения у банка есть право взыскать долг с этого клиента. Со страховщиками иначе: если автомобиль застрахованного по КАСКО получил повреждения, то СК выплачивает своему клиенту. По-хорошему, у нее нет права взыскивать эту сумму со второго участника ДТП. СК должна подать в суд, получить решение суда, о том, что человек признан виновным в ДТП и он должен заплатить СК определенную сумму. Только имея это решение суда СК может продавать этот долг. А процесс судебного разбирательства долгий. Потому-то ввиду сложности взыскания долгов по страховой задолженности комиссия в этом случае выше на 30%-40%, а процент взыскания ниже»,— рассказал Валерий Светлов, гендиректор коллекторского агентство «Вердикт».
В Европейском агентстве по возврату долгов отмечают, что кроме прочего с начала кризиса резко снизилась цена покупки проблемных портфелей. «Если до октября было несколько сделок на рынке продаж и они колебались в пределах от 15 до 22% от суммы задолженности, то после октября было 4-5 сделок, цена которых колебалась от 3 до 7%»,— поделился господин Ильчук.
Проблема в том, что покупая портфель задолженности коллектор фактически не имеет никаких достоверных данных о должнике, как правило, место жительства и контакты сторон записываются со слов инспектора ГАИ. Кроме того, в 2009 г. ожидается большой процент трудовой миграции, поскольку люди в поисках работы переезжают в другие города.