В газете «Урядовый курьер» появилось сообщение о начале ликвидационной процедуры страховой компании «Профессиональная защита». Такое решение было принято акционерами на собрании 10 марта. Но на практике ликвидация страховщиков имеет подводные камни. Например, отсутствует нормативная база.
По информации «і», Госфинуслуг ранее планировала ввести временную администрацию в этой компании, но после переговоров с акционерами последние приняли решение о ликвидации СК. Страховщик был зарегистрирован 17 февраля 2004 г. в форме закрытого акционерного общества и специализировался на имущественном и личном страховании.
По данным финотчетности за прошлый год, чистые активы СК составили 8,212 млн. грн., обязательства — 6,467 млн. грн., собственный капитал — 8,212 млн. грн. Таким образом, активов компании должно хватить на удовлетворение обязательств перед кредиторами.
Как рассказал один из акционеров компании Игорь Баран, ликвидационную комиссию возглавил Вячеслав Черняховский, ранее работавший в СК «Провидна». «Было собрание акционеров, и мы поняли, что в ситуации, когда у компании стали снижаться платежи, у нее появились проблемы. Компания была рыночная, не была связана с каким-то предприятием. У компании была и сеть филиалов, и технологии. Но на каком-то этапе у нее начали появляться проблемы, акционеры заметили их и поняли, что решать эти проблемы своими силами будет тяжело»,— заявил «i» акционер.
Проблема была связана с тем, что не хватало резервов, которые были покрыты в основном движимым и недвижимым имуществом, а общей воли акционеров, чтобы найти способы докапитализиции компании не было. «Потому мы решили, что более честно перед клиентами — ликвидировать компанию, чтобы максимально не пострадали клиенты. Ситуация непростая, но мы будем стараться расплатиться со всеми обязательствами»,— рассказал Игорь Баран.
Активы компании существенно дешевеют в условиях кризиса. «Если бы ликвидация происходила год назад при прежних ценах на недвижимость, то удовлетворить все требования было бы значительно проще. Мы намерены максимально смягчить удар по клиентам и всем, кому компания должна, чтобы достойно выйти из ситуации. Мы не хотим, чтобы это сказалось на акционерах и на доверии к страховому рынку Украины»,— отметил акционер.
Сложилась парадоксальная ситуация. Все участники страхового рынка понимали, что кризис неминуемо приведет к сокращению страховщиков. Не отрицали это и в Госфинуслуг, заявляя, что страховой рынок покинет треть СК. Но на практике оказалось, что достойно уйти из рынка очень сложно — отсутствует нормативная база о ликвидации страховых компаний. Таким образом, СК ликвидируются согласно общему закону о банкротстве, но он не учитывает некоторые специфические моменты.
«В первую очередь, нет специального документа, который бы описывал полностью все этапы ликвидации по решению акционеров страховой компании. В законе о банкротстве есть определенные нормы, регулирующие этот процесс, но если речь идет не о банкротстве, а о ликвидации, то приходится применять принцип аналогии закона с другими отраслями. Кроме этого, ликвидкомиссия не обладает некоторыми возможностями, как то: разблокировать счета, начать продажу имущества. Например, если против компании уже поданы судебные иски, банковские счета заблокированы, а на отчуждение имущества наложен запрет, то с каких денег финансировать мероприятия, направленные на сохранность имущества, оплату услуг ликвидкомиссии, аудиторов, оценщика?» — недоумевает господин Черняховский.
Получается, что предприятие проще объявить банкротом, чем ликвидировать его добровольно. Еще один нюанс: клиенты страховых компаний заявляют о случившихся страховых случаях, а в условиях ликвидации компания попросту не может провести оценку ущерба и заниматься урегулированием события, если отсутствует функциональный персонал. Такая ситуация может вызвать рост мошенничества среди клиентов страховой компании, решивших нажиться на ликвидации СК.
С другой стороны, закон отводит кредиторам (в данном случае клиентам СК или другим страховщикам) два месяца на предъявление претензий к компании. Затем отводится еще месяц на обжалование суммы задолженности компании. После этого проводится собрание акционеров, формируется ликвидационный баланс, определяется сумма для удовлетворения требований кредиторов, в том числе за счет реализации имущества.
«Сегодня сложно продать большое количество разнопланового имущества — от недвижимости до компьютеров. Некоторых потенциальных покупателей целостного имущественного комплекса останавливает положение закона о банкротстве, согласно которому если кто-то покупает комплекс, принадлежащий СК, то все обязательства компании переходят к такому покупателю. Поэтому нужно, чтобы страховщик сначала был лишен лицензии на страховую деятельность и исключен из реестра финучреждений, и только потом можно будет продать имущество. Но учитывая, что цены на недвижимость падают, лучше продавать сейчас»,— пояснил господин Черняховский.
Планируется, что по итогам проведения ликвидации этой страховой компании ликвидационная комиссия подготовит предложения по разработке положения Госфинуслуг, регулирующего ликвидацию страховых компаний.