С 1 мая Кабмин увеличивает сборы в Пенсионный фонд для «упрощенцев».
Постановление Кабмина №336 от 14 апреля сего года о повышении отчислений в Пенсионный фонд (ПФ) с мелких торговцев, которые работают по упрощенной схеме налогообложения, платя единый налог (так называемые упрощенцы), скорее всего, таки вступит в силу с 1 мая. Осталось сделать последний шаг — опубликовать его (официальные издания: «Голос Украины» и «Урядовий кур`єр» получили все необходимые для этого материалы). Напомним: постановление правительства требует от мелкого бизнесмена доплачивать ежемесячно в ПФ по 124 грн. В то же время, как уже писала «Сегодня», легитимность этого постановления, по мнению юристов, крайне сомнительна — ведь любые изменения по налогам и отчислениям имеет право вносить только парламент, а не правительство. А Рада как раз соответственный законопроект зарубила.
Грабеж. По подсчетам народного депутата Ксении Ляпиной, резко выступающей против этого постановления, ПФ в итоге получит за год всего около 1,8 млрд грн., притом что годовой дефицит ПФ — 13 млрд грн., в семь раз больше. Стоит ли городить огород? «Этот документ незаконен, ведь Кабмин превысил свои полномочия (ст. 118 закона о пенсионном страховании говорит, что это прерогатива Рады), депутаты сейчас готовят документы об его отмене, будем заваливать исками админсуды, — говорит Ляпина. — Кабмину важно было показать МВФ, от которого ждут кредита, что у нас что-то сделано, в детали чиновники Фонда вряд ли будут вникать. Больше всего пострадает многочисленная рыночная мелкота, которая за 1,5—2 тысячи в месяц мерзнет зимой и глотает пыль летом на базарах. Для них и 100 гривен — деньги, а, например, для перекупщиков мяса и тех, кто занимается обналичкой денег, эта сумма мизерная». Ляпина прогнозирует, что, если постановление №366 не отменят, полмиллиона предпринимателей (из 1,392 млн чел.) уйдут в тень (начнут платить налог по обычной схеме и показывать ежемесячно убытки или отсутствие деятельности), еще столько же сдадут документы, якобы свернув бизнес, и начнут работать нелегально.
«Опасность увеличения отчислений в ПФ — в самом прецеденте, Кабмин не имеет права этого делать, только Верховная Рада, — говорит председатель Донецкого областного союза предпринимателей малого и среднего бизнеса и ремесленников Александр Хряков. — Теперь мы получим такую юридическую и налоговую путаницу по вычленению из единого налога пенсионной составляющей, что многие просто завяжут с бизнесом. Если это постановление вступит в силу — его должна обжаловать прокуратура, потому что отмена нормы закона постановлением Кабмина — это уголовное преступление, принуждение к исполнению гражданско-правовых обязательств, не предусмотренных законом. Если же решение вступит в силу, то каждый предприниматель должен сам для себя определиться, платить ему или нет. Я бы не платил».
Не грабеж. Другого мнения глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель. Она тоже оперирует цифрами: в 1998 г., когда вводили единый налог 200 грн., минимальная зарплата была 76 грн., взнос в ПФ — 84 грн. С тех пор минимальная зарплата выросла до 625 грн., а взнос в ПФ не изменился. «Я говорила с предпринимателем с Владимирского рынка, он смеется: я 11 лет плачу 100 грн. налога, из них в ПФ идет 42 грн., не проблема доплатить еще до 208 грн., — рассказывает Кужель. — Проблема в другом: малый бизнес душат местные власти повышением платы за землю, за аренду без учета покупательной способности населения в регионе. Мы с этим боремся, но невозможно бороться с теневыми поборами чиновников, которые требуют многотысячные взятки за продление договоров аренды».
Люди готовят массовые иски
Предприниматели называют увеличение поборов государственным рэкетом и готовятся с ним бороться.
Наиболее активны в Одессе. Как рассказала нам предприниматель Марина со знаменитого «7-го километра», на рынке уже готовят подавать против правительства коллективный иск. «Наймем хороших адвокатов и будем отстаивать свои права. По одиночке это было бы слишком дорого. Лично я сейчас хожу по рядам и собираю подписи. То, что постановление Кабмина незаконно, абсолютно очевидно», — уверена Марина.
Нина Грек, предприниматель с харьковского рынка «Барабашово», говорит, что ничего платить не собирается. «В других странах налоги во время кризиса снижают, а у нас ими стараются задушить всех. А если будут вводить санкции, подниму людей как лидер профсоюзной организации и будем протестовать», — говорит Грек.
Впрочем, многие предприниматели хоть и недовольны, но платить повышенные поборы будут. «Это бесполезная трата денег, но никуда не денешься, иначе проверками замучают», — считает киевлянин Александр, владелец киоска. А вот хозяйка точки по торговле обувью Наталья (метро «Шулявская») собирается перейти с единого налога на обычное налогообложение, чтобы... не платить налоги. «Самый простой способ — сдавать в налоговую «пустышки» (чистые бланки, показывающие отсутствие деятельности) или показывать убытки». Самой радикальной оказалась предприниматель Лилия, имеющая торговую «раскладку» в Киеве: «Сдам свидетельство СПД и буду работать нелегально, со «смотрящим» и милицией договориться можно. А государство от меня ничего не получит, и пенсии их мне не надо».