Бизнесмен Сергей Тигипко решил до 2010 года продать свои страховые активы – рисковую и лайфовую компании ТАС, которые в прошлом году собрали 500 млн грн премий. В докризисный период эта сумма стала бы ценой сделки, но стоимость компаний на рынке упала и стала предметом договоренностей, считают эксперты. Зарубежные инвесторы заинтересованы в покупке у господина Тигипко компаний из топ-10, но продажа в короткие сроки, по мнению экспертов, возможна только с дисконтом.
Предприниматель Сергей Тигипко в связи с участием в президентских выборах, назначенных на 17 января 2010 года, решил «максимально быстро» продать свои страховые компании. Его основными страховыми активами являются рисковая «Страховая группа ТАС» и лайфовая СК ТАС. Впервые о возможности продажи страховой группы (СГ) стало известно в марте 2007 года. Претендентом считалась польская PZU. Но уже через два месяца – в мае – господин Тигипко решил не продавать страховые активы за $40 млн и перенес продажу на два года.
В 2007 году, продав два банка за $750 млн, Сергей Тигипко заявлял о намерении создать специализированную страховую компанию, купить региональных страховщиков и одного – в Белоруссии. Эти планы реализованы не были. «Осенью 2008 года был ряд проектов, которые сорвались, потому что изменилась экономическая ситуация,– сказал председатель правления СГ ТАС Дмитрий Грицута.– Может, оно и к лучшему, поскольку сейчас можно купить дешево». По информации Ъ, за девять месяцев к СГ ТАС проявили интерес десять инвесторов – в частности, европейские, рассматривающие компанию как площадку для выхода на украинский рынок. «Я не исключаю, что продажа может быть совершена в ближайшее время. Решать будут акционеры»,– говорит господин Грицута.
СГ ТАС, которая в 2008 году в рейтинге forinsurer.com заняла по премиям девятое место (380,3 млн грн), и СК ТАС (четвертое; 121,8 млн грн) интересны нерезидентам. «ТАС – здоровая компания и финансово, и с точки зрения менеджмента. В принципе вопрос только в цене. Если бы было интересное финансовое предложение, мы бы однозначно покупали,– отметил председатель правления СК «Украинская страховая группа» (принадлежит австрийской Vienna Insurance Group) Павел Нельга.– Но учитывая возможные ожидания собственников по цене, не думаю, что предмет разговора может быть интересен».
Оценить страховые активы в период кризиса непросто. «Компания рискового страхования с первой десятки, с хорошими позициями на рынке и развитой сетью может стоить до одного мультипликатора объема годовых собранных премий. Если говорить о лайфе, то мультипликатор может быть больше»,– уверен глава департамента инвестиционно-банковских услуг ИК Concorde Capital Виталий Струков. Исходя из этой логики две компании стоят 500 млн грн (свыше $65 млн). Однако, по мнению Дмитрия Грицуты, если раньше можно было говорить о мультипликаторе к страховым премиям, то сейчас этот показатель не используется для расчета цены. Вице-президент инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Максим Нефьодов подтверждает, что продать компанию сейчас можно только теоретически, но на практике «потенциальные покупатели из Украины ушли». «У них всех хватает проблем на внутренних рынках. Разве что Сергей Тигипко будет очень либерален в плане оплаты. Я очень сомневаюсь, что его бизнес может найти покупателя. Может быть, по очень низкой спекулятивной цене»,– считает он. «Сто процентов, мы не будем их покупать, так как на рынке тяжелая ситуация»,– заявил Ъ председатель правления СК «ПЗУ Украина» Яцек Аустен.