На главную страницу
 
Головна
Про нас
Новини
Обговорення
Оголошення
База знань
Пошук
Карта сайту
Коментарі
Інтерв'ю
Аналітика
Рейтинги
Поиск по сайту

Обговорення / Коментарі / Коментарі

Суслов зачистил Госфинуслуг

Версия для печати Версия для печати
04.08.2009 

После возвращения в Госфинуслуг Виктора Суслова в марте этого года небанковский регулятор стал вторым по влиянию после Нацбанка госорганом на финансовом рынке. Тем более сенсационной выглядит информация, что Генпрокуратура в ходе проверки обнаружила там вопиющие нарушения. Пошли слухи, что Суслову «сплели лапти». Но оказалось все наоборот — прокуратура официально «подписалась» под беспрецедентной антикоррупционной зачисткой, проведенной новой командой…

Главный вывод, который сделала Генпрокуратура, может быть поучительным для любого министерства и ведомства: разобравшись в системе регулирования рынка небанковских финансовых учреждений и деятельности отдельных чиновников, она пришла к выводу, что Госфинуслуг в ее прежнем виде не выполняет цели и задачи, поставленные перед ней законодательно. Еще ни по одному госоргану таких «крутых» заключений не было. Хотя, если покопаться, практически любое министерство или ведомство, мягко говоря, недорабатывает. Просто далеко не все руководители зовут «прокурорских» провести аудит в своем бюрократическом хозяйстве.

Данное заявление, как и проверка прокуратуры, стало финальной точкой борьбы старой и новой команд в Госкомиссии. Фактически можно говорить о самой массированной антикоррупционной зачистке одного отдельно взятого органа центральной власти, не носившей политических мотивов.

Нынешнее руководство Госфинуслуг настаивает, что проверка не является попыткой насолить своим предшественникам. Как сообщил на сегодняшней пресс-конференции Виктор Суслов, в адрес экс-главы комиссии Валерия Алешина, занимающего сейчас должность заместителя министра финансов, в выводах прокуратуры нет ни единого замечания, и более того — он там не упомянут вовсе.

Напротив, среди уволенных или привлеченных к дисциплинарной ответственности чиновников есть те, кого Виктор Иванович принимал на работу или с кем начинал строить комиссию в 2003 году. По его собственному признанию, заложенная им с самого начала структура управления небанковским рынком по отраслевому признаку оправдала себя лишь на ранней стадии. «Мы исходили из тех задач, которые были актуальными на тот момент времени. В частности, это вывод Украины из черного списка FATF», — сказал он.

В дальнейшем система, когда страховым рынком всецело занимался исключительно страховой департамент, кредитными союзами — «кредитно-союзный» и т.д., создала ситуацию неодинаковых и сильно субъективных подходов чиновников к вверенной им парафии. Например, департамент страхового надзора ввел практику «пожизненных лицензий» для компаний, а кредитным союзам надо было проходить перелицензирование каждые три года (потому, что так решил их куратор).

И если при Суслове данная «машина» еще как-то координировалась и управлялась, то при Алешине хозяева департаментов получили полную свободу действий и, по сути, стали «хозяевами отрасли». Это и привело, как считают Суслов и прокуратура, к многочисленным нарушениям и злоупотреблениям на среднем чиновничьем уровне.

Во избежание дальнейшего коррупционного соблазна, структура комиссии кардинально меняется. Если раньше директора департаментов держали рынки на «ручном управлении» и творили, что хотели, то теперь надзор за каждым учреждением будет осуществляться со стороны как минимум трех департаментов. Другими словами, введена так называемая система перекрестного контроля.

Кроме того, поскольку мировой финансовый кризис оголил слабые места в надзоре за финучреждениями, и потребовалось менять ее идеологию, чтобы не просто фиксировать нарушения, а предупреждать крахи компаний, были созданы новые подразделения. В частности, департамент пруденциального надзора (тот, который анализирует отчетность) возглавила Ольга Тимощук. Директором департамента временного администрирования финансово-кредитных учреждений (так называемый антикризисный) была назначена Галина Третьякова. Сергея Михайленко перевели с должности заместителя на позицию главы департамента регистрации, лицензирования и разрешительных процедур. Считается, что это самая практически влиятельная должность в комиссии, так как за разрешениями и лицензиями вынуждена обращаться каждая финансовая небанковская структура. Полномочия надзора за кредитными учреждениями Виктор Суслов отдал своему заместителю Юрию Прозорову.

Еще два заместителя — Андрей Литвин и Валентина Левченко работают соответственно на ниве законодательного обеспечения деятельности Госфинуслуг и повышения квалификации его работников. Левченко также возглавила тендерный комитет и конкурсную комиссию Госфинуслуг.

Однако вторым человеком после Суслова в комиссии, без сомнения, является Сергей Корень, в обязанности которого входят координация и контроль работы департаментов надзора за деятельностью страхового рынка и финансовых организаций, в частности, ведение Госреестра финучреждений, реестра саморегулирующихся организаций финучреждений, аудиторов и временных администраторов. Кроме того, он может исполнять обязанности главы Госфинуслуг в случае отсутствия ее председателя.

Сергей Корень, занимающий в настоящее время должность первого зама, — самый непростой из членов комиссии. В его официальной биографии скромно сказано: с 1994 по 2003 год — служба в СБУ на должностях офицерского состава. Неудивительно, что его побаиваются как схемные компании, так и затейливые сотрудники. Также поговаривают, что именно Корень был инициатором приглашения Генпрокуратуры для того, чтобы она подтвердила выявленные им злоупотребления в комиссии.

Косвенным подтверждением этой версии служит тот факт, что Сергей Александрович присутствовал на пресс-конференции. К тому же, со слов Виктора Ивановича, не кто иной, как его первый заместитель, нашел скелеты в шкафу у бывшего начальника страхового департамента Вадима Коломийца. Именно в его адрес Генпрокуратура вынесла два из пять протестов. Они касались неправомерного, по мнению прокуратуры, смягчения наказания для страховых компаний, работавших без лицензий на определенные виды услуг (вместо штрафов в размере до 85 тыс. грн. им давались безобидные предписания об устранении выявленных нарушений), и т.п.

Также, по слухам, из страха перед «следственным талантом» Кореня три руководителя департаментов, в отношении которых у прокуратуры также есть вопросы (кроме Коломийца, это Екатерина Отченаш и Андрей Бахмач), уволились по собственному желанию до оглашения результатов проверки.

Наблюдатели констатируют, что одержанная Сусловым победа — уникальна, так как еще ни разу ни одному министру или руководителю комитета не удавалось победить аппаратные интриги во вверенном ему ведомстве полностью и столь жестко. В результате коррупция во власти как перманентное явление прекрасно выживает, вне зависимости от того, поощряет ее конкретное начальство или борется с ней. После зачистки Госфинуслуг, полагают независимые источники, Виктор Суслов сделает необходимые шаги для вытаскивания небанковского сектора из кризиса по собственной, опять-таки довольно жесткой, программе. Если и эти усилия увенчаются успехом и будут удачнее, чем то, что делает сейчас Нацбанк в своем, банковском, секторе, можно будет говорить о предпосылках к созданию мегарегулятора (банковский и небанковский надзор вместе) и выведению департамента банковского надзора из НБУ.

Автор:  Галина Акимова
Джерело:  Версии.com
URL статті:  http://versii.com/news/185056/

«« Вернуться на первую страницу раздела



Адміністрація сайту не завжди поділяє думку авторів чиї статті розміщені на ресурсі.
При використанні матеріалів сайту гіперпосилання www.insurancebiz.org обов'язкове.
© 2006-2024 Асоціація Страховий Бізнес