Галина Третьякова, Директор департамента временного администрирования финансово-кредитных учреждений Госфинуслуг.
Сейчас регулятору нужно ужесточать контроль на страховом рынке по мере углубления кризисных явлений. Жаль, что это приходится делать во время кризиса, это нужно было делать раньше.
Большое количество страховых компаний, начавших свою работу в последние 2-3 года, допускали серьезные нарушения с точки зрения прибыльности, демпинговали. Но у Госфинуслуг всегда было право контролировать не только ликвидность, капитализацию и платежеспособность, качество активов компаний, но и их прибыльность.
За последние четыре недели мы зарегистрировали еще пять новых СК. Вопрос к акционерам: зачем их открывать? Если 200 страховых компаний собирают 1% премий. Зачем нужна пустая лицензия? Кто ее купит? Инвесторы не будут покупать лицензии или неприбыльные портфели. Поэтому основные проблемы страховщиков — это демпинг, непонятная стратегия акционеров, которые неизвестно зачем выходят в сектор, не понимая, будут ли их операции приносить прибыль. Дивидендов у большинства СК не было. Многие акционеры надеялись, что при демпинговых продажах и убытках появится инвестор, который их купит. Но инвесторы сейчас не покупают, мультипликаторы упали. А убыточные компании начали сейчас лопаться.
Украинские страховые компании раньше раздували активы до той стоимости, которую им было выгодно отражать в отчетности. И если сейчас эти пузыри сдуются, то мы получим большое количество компаний, которые не будут отвечать нормам платежеспособности. С точки зрения платежеспособности нон-лайфовских страховщиков никто не надзирал, никто не контролировал формирование покрытия по страховым резервам.
И только декабрьское положение конституционного суда признало за Госфинуслуг право устанавливать категории активов для размещения активов. Положение по размещению резервов для лайфов юстируется, для нон-лайфа обнародовано для обсуждения. Сейчас мы начнем применять санкции к СК, которые неправильно отражают активы в бухучете.