Депутаты предлагают не начислять единый социальный взнос на лайфовые платежи.
Верховной раде предложили исключить страховые платежи из фонда заработной платы и, соответственно, не начислять на них единый социальный взнос. Такая норма появилась в украинском законодательстве лишь два года назад, однако, согласно подсчетам компаний по страхованию жизни, уже лишила участников рынка почти 1 млрд грн премий.
Народный депутат Виталий Барвиненко (Партия регионов) подал на рассмотрение парламента законопроект N2822, направленный на "разморозку" рынка лайфового страхования. Документ предлагает дополнить ст. 2 закона "Об оплате труда" новым пунктом, согласно которому "в заработную плату не могут быть включены расходы работодателя на закупку страховых услуг для наемных работников".
Свою инициативу господин Барвиненко объясняет критической ситуацией в сегменте страхования жизни. "Постановление Кабмина N1170, вступившее в силу 1 апреля 2011 года, стало дополнительной нагрузкой на работодателя при осуществлении им социальной защиты сотрудников. На платежи по страхованию жизни стал начисляться единый социальный взнос (ЕСВ.-"Ъ"), чего не было ранее",- говорится в пояснительной записке. Напомним, с апреля 2011 года расходы работодателя на закупку услуг по страхованию жизни стали относиться к фонду заработной платы, в результате чего на них начисляется ЕСВ в размере 36,8-40%. Господин Барвиненко отмечает, что в большинстве стран ЕС, а также в США, взносы по долгосрочным договорам страхования, которые делает работодатель, не относятся к заработной плате и не облагаются налогом.
Внесение таких изменений в законодательство страховщики лоббируют уже на протяжении двух лет. "Мы обращались во все профильные министерства и ведомства, но нас везде игнорировали",- рассказывает генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова. По ее словам, за каждую гривну, "перечисленную компанией на добровольное формирование дополнительной социальной защиты для своих сотрудников, нужно уплатить 40 копеек ЕСВ". "Эта норма серьезно ударила по сегменту корпоративных клиентов. Причем проиграли все: сотрудники предприятий не могут получить дополнительную защиту за счет работодателя, а работодатели не имеют возможности повышать мотивацию, поскольку не готовы нести на себе дополнительную нагрузку",- уточняет председатель правления СК "Граве Украина страхование жизни" Наталья Базилевская.
Свои потери компании по страхованию жизни оценивают как минимум в 1 млрд грн. За два года они привлекли 3,1 млрд грн: 1,3 млрд грн - в 2011 году, 1,8 млрд грн - в 2012-м (данные Insurance Top). "Начиная со второго квартала 2011 года, практически не заключаются новые групповые договоры долгосрочного страхования жизни и не уплачиваются платежи по заключенным ранее договорам",- объясняет Виталий Барвиненко. В СК "Граве Украина страхование жизни" доля корпоративных клиентов за этот период снизились с 23% до 7% в общем объеме премий. "На протяжении двух лет мы недополучали в среднем 200 тыс. грн в месяц при ежемесячных поступлениях в 500 тыс. грн",- подсчитала председатель правления "УСГ Жизнь" Оксана Голеншина.
Участники рынка ожидают, что после внесения изменений в закон работодатели возобновят программы долгосрочного страхования жизни для своих сотрудников. "Мы получили надежду на привлечение корпоративных клиентов, которые ушли от нас в 2011 году: для рынка страхования жизни в целом это станет стимулом для развития",- говорит директор операционного управления "PZU Украина Страхование жизни" Марина Наумова. Впрочем, рассчитывать на резкий рост рынка не приходится. "Работодатели уже получили "прививку недоверия", поэтому будут относиться к этому продукту с осторожностью",- считает Галина Третьякова.