Изменения в нормативную базу, регулирующую деятельность страхового рынка, на мой взгляд, всегда актуальны - уж очень долго эта сфера финансовой деятельности находилась в правовом застое и практика существенно ушла вперед от ее нормативного регулирования. Тем более что эти изменения внесены в основной нормативный документ, регулирующий страховой рынок - Закон Украины "О страховании". И эти изменения практически включают "зеленый свет" иностранным страховым компаниям. Однако не будем излишне оптимистичны. На мой взгляд, в спешке "открывания окна" иностранным страховым компаниям, мы традиционно "утяжеляем" и запутываем саму процедуру "открытия окна" для данных страховых субъектов в принятых изменениях.
Но давайте будем последовательны.
Во-первых, правовая конструкция, которую определяет законодатель, что лицензию на осуществление страховой деятельности получает представительство в форме филиала иностранной страховой компании, не совсем отвечает нормам украинского законодательства. Лицензию на право осуществления той или иной деятельности получает юридическое лицо, а не его подразделение. Иначе можно допустить ситуацию, что правом осуществления деятельности наделяется не все юридическое лицо, а только его часть - структурное подразделение.
Так, согласно ч. 1 и 3 ст. 95 ГК Украины филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть его функций. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами.
Таким образом, более правильной юридической конструкцией субъекта лицензирования для страховщика-нерезидента была бы формулировка о том, что "лицензия выдается страховщику-нерезиденту, зарегистрировавшему в Украине представительство в форме филиала такого нерезидента".
Во-вторых, следует отдельно остановиться на условиях, дающих право страховщику-нерезиденту открыть филиал в Украине. Что же должны выполнить или обеспечить эти "счастливчики"?
а) одним из критериев является наличие между уполномоченными органами по осуществлению надзора за страховыми компаниями, меморандумов (заключенных соглашений) об обмене информацией. Не думаю, что многие иностранные государства и их органы по надзору за страховой деятельностью могут похвастаться наличием таких меморандумов (заключенных соглашений) об обмене информацией с Украиной;
б) неофшорный статус страховщика-нерезидента должен быть подтвержден заключением торгово-экономической миссии. Чьей страны должна быть эта торгово-экономическая миссия - Украины или страны регистрации страховщика-нерезидента - законодатель не уточняет. Хотя подтверждение (идентификация) такого статуса традиционно входит в компетенцию налоговых (фискальных) органов страны регистрации страховщика-нерезидента. Такая идентификация в основном сводится к подтверждению факта, ведет или не ведет такой резидент коммерческую деятельность на территории места регистрации, так как одним из обязательных условий статуса офшора является отсутствие коммерческой деятельности на территории места регистрации. Как эти вопросы будут устанавливать торгово-экономические миссии, остается под вопросом;
в) интересным является критерий наличия письменного безотзывного обязательства страховщика-нерезидента о безусловном выполнении ими своих обязательств. В отличие от безотзывного аккредитива, как выглядит сей новый гарантийный документ, какой механизм его предъявления к исполнению и какая его правовая природа - неизвестно;
г) о критерии наличия взаимных обязательств страны регистрации страховщика-нерезидента регистрировать аналогичные филиалы украинских страховых компаний говорить не приходится. Такие права устанавливаются, в основном, двухсторонними или многосторонними международными соглашениями, подписанными на уровне правительств данных стран. Какие иностранные государства, на сегодня, взяли на себя такие обязательства, остается под большим вопросом.
д) критерий наличия депозита страховщика-нерезидента в Украине в 1 млн. евро и 10 млн. евро тоже вызывает правомерный вопрос: а будет ли для нерезидента финансово оправданным заморозить на неопределенный период такие финансовые ресурсы, в надежде их "покрытия" финансовыми результатами от страховой деятельности в Украине, при сегодняшнем состоянии рынка?
Следует также задуматься о покрытии требований страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и кредиторов за счет активов филиалов страховщиков-нерезидентов, а в случае их недостаточности за счет гарантийных депозитов, как это предусмотрено в изменениях. Таким образом, устанавливая первоочередность взыскания непокрытой задолженности представительства страховщика-нерезидента за счет его активов, законодатель не устанавливает требований к данным активам филиалов к их размеру и структуре при регистрации такого филиала в Украине.
ВЫВОД:
Вопрос о том, смогут ли страховщики-нерезиденты обосновать и подать документы по вышеуказанным критериям и будет ли им выгодно открывать представительства под такие условия сегодня на Украине, остается открытым.