О разработке изменений в проект Закона "Про обов'язкове страхування цивільно-правової відповідальності власників власників наземних транспортних засобів" (более известное автомобилистам как ОСАГО)
Начинаю блог с весьма и весьма конфликтного вопроса, который "болит" всему страховому рынку – о разработке изменений в проект Закона "Про обов'язкове страхування цивільно-правової відповідальності власників наземних транспортних засобів" - ОСЦПВ, более известное среди автомобилистов как ОСАГО.
О перипетиях вокруг проектов изменений в этот Закон достаточно подробно писали многие СМИ, поэтому вначале – несколько вводных слов для тех читателей, кто не является профессионалом рынка страхования. Первый проект изменений в Закон под номером N 2122-а был подан 18 июня 2015 г. в Верховную Раду депутатами, среди которых 5 членов фракции "Радикальная партия Олега Ляшко". Изменений, мягко говоря, очень странных и плохо стыкующихся со многими существующими нормами права, в частности, Гражданским кодексом. Так, Гражданский кодекс предусматривает компенсацию виновником ущерба, который он нанес пострадавшим, а депутаты придумали "ноу-хау", которого нет в законодательстве ни одной европейской страны-члена системы "Зеленая карта" - возмещение вреда здоровью и затрат на лечение самого виновника ДТП. К тому же предложено за лечение виновника платить раньше, чем пострадавшим.
Еще более показательным стал еще один проект изменений в закон под номером 2122а-1, поданный 06 июля 2015 г. Непосредственно страхованию и защите пострадавших в нем уделено аж 1000 знаков, а все остальное – более 9000 знаков - посвящено вопросам корпоративного управления Бюро. При беглом прочтении может показаться, что идея повышения страховых сумм с 50 000 грн. за вред имуществу до 500 000 грн. и со 100 000 грн. за ущерб жизни и здоровью, до 1 000 000 млн. грн., предложенная в проекте, хороша. Но если рассмотреть ее внимательней, то мы понимаем, что предложенное ежегодное повышения каждого лимита на 50 000 и 100 000 грн. будет продвигать нас к страховым суммам, принятым ЕС в этом виде страхования, в течение более 500 лет.
Эти странные поправки маскируют истинную цель проектов изменений в Закон – отстранить страховые компании, чьи взносы 10 лет наполняют фонды защиты пострадавших в ДТП, от управления и этими фондами, и Бюро как структурой. Но самое главное сейчас то, что страховой рынок сумел консолидироваться, объединил усилия и разработал свои изменения в Закон, учитывающие интересы и страховщиков, и страхователей, и пострадавших в ДТП, и перспективы развития рынка ОСАГО.
6 июля 2015 года Президиум МТСБУ направил в Комитет Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности проект изменений в закон, разработанный участниками рынка. Чтобы был понятен объем проделанной страховщиками (МТСБУ, профессиональными объединениями страховщиков) работы, скажу вкратце, что предложенные нами изменения в этот Закон, и связанные с ним законы, занимают 22 страницы. И что это очень профессионально и тщательно проработанные 22 страницы: к работе над этим документом были привлечены лучшие специалисты рынка страхования и лучшие юристы.
Та редакция, которую предлагаем мы, представители страхового рынка, содержит много важных моментов, касающихся ключевых для развития рынка ОСАГО вопросов. Это и электронный полис, и прямое урегулирование, и усовершенствование процедуры регламентных выплат, и формирование фондов Бюро. Обо всех этих предложениях детально можно будет прочитать в пресс-релизах Бюро, ассоциаций, публикациях СМИ, и я неоднократно буду возвращаться к этой теме. Сейчас хочу остановиться только на очень принципиальном и болезненном вопросе, который не дает покоя всему рынку ОСАГО уже более года - многострадальном корпоративном управлении Бюро.
В поданной страховщиками редакции изменений в Закон мы предлагаем современное решение вопроса грамотного и рационального управления Моторным Бюро. В предложенной нами редакции нет места такому застарелому, архаичному органу управления как Координационный совет. Функции, которые лежали на Коордсовете, будет осуществлять Нацкомфинуслуг. Во-первых, это полностью соответствует европейской практике. Во-вторых, Нацкомфинуслуг, к счастью, сейчас уже не является тем коррупционным механизмом "выдаивания денег" из страховщиков, которым она была при прошлой власти . В данный момент Комиссия – контролирующий и регулирующий орган с хорошим уровнем ответственных сотрудников, работающий именно для осуществления функций надзора за небанковским финансовым рынком. И надо сказать честно, то, как именно, коллегиально и с персональной ответственностью каждого члена Комиссии, Нацкомфинуслуг будет осуществлять надзор над деятельностью Бюро – мне кажется намного более позитивной, объективной и прогнозируемой перспективой, чем "депутатский контроль" Коордсовета, который в недалеком прошлом уже привел к полной потере более 300 млн. грн. из централизованных фондов Бюро, которые страховщики собирали для выплат пострадавшим в ДТП на протяжении 10 лет.
Таким образом, среди органов управления МТСБУ, как ассоциации страховых компаний и самоорганизующейся организации, останется только высший орган-Общее собрание членов Бюро, избираемый им Президиум, как прообраз совета Директоров акционерного общества, и Дирекция, как исполнительный орган. Их функции и полномочия будут отражены в новой редакции Устава Бюро. Я лично рассчитываю, что такой подход даст нам возможность перенести акцент с субъективных, валюнтаристских, иногда доходящих до прямых рейдерских попыток вмешательства в операционную деятельность Бюро, в установлении коррупционного контроля за его фондами, на сугубо экономические и пруденциальные аспекты надзора за деятельностью Бюро.
Регулятор (Нацкомфинуслуг) должен контролировать принципы наполнения и расходования фондов Бюро, правильность и своевременность проведения регламентных выплат пострадавшим ,а вовсе не то, кого именно и на какую должность назначили в МТСБУ, например. Уверен, что с этими функциями финансового контроля Нацкомиссия справится намного лучше и ответственнее. Принятие Закона в такой редакции положит конец абсолютно неплодотворному конфликту страховщиков и депутатов и даст возможность сосредоточиться на действительно важных вопросах защиты пострадавших в ДТП и оптимизации методологии работы по ОСАГО.