Евродиректива Solvency II вступила в силу в 2016 году. Это очень сложный законодательный акт, обеспечивающий современный режим надзора, основанный на оценке качества отдельных рисков. Этот документ предусматривает в течение определенного срока проведение ревизий с целью проверки соответствия внедряемых принципов надзора тем целям и задачам, для решения которых, собственно говоря, и был принят этот акт. Первая ревизия (пересмотр) норм Solvency была проведена в 2018 году, вторая в 2020.
Предложения страховых рынков и их надзорных органов будут представлены общеевропейскому надзору (EIOPA), который подготовит проект отчета для Европейской Комиссии.
Отчет будет содержать предложения по 19 отобранным темам, наиболее важные из которых
- долгосрочное инвестирование средств страховой компании;
- принцип пропорциональности в применении норм, регулирующих платежеспособность;
- соблюдение принципа целесообразности и прозрачности при осуществлении контроля и надзора.
Долгосрочное инвестирование средств страховой компании связано с повышением роли страховой компании как долгосрочного инвестора в важные для страны сегменты экономики, в том числе в проект "European Green Deal" ("Европейский зеленый курс"). Обеспечением долгосрочности инвестирования служит риск процентной ставки (Interest rate risk), рассчитываемый и применяемый регулятором при оценке платежеспособности компании. Определение процентной ставки крайне важно, учитывая случаи ее падения ниже нуля в недавнем прошлом.
Принцип пропорциональности в применении норм, регулирующих платежеспособность страховых компаний, связан со степенью целесообразности установления критерия (объем премии), выше которого страховая компания обязана исполнять все без исключения требования Solvency II для расчета платежеспособности компании. Стоимость исполнения этого требования, как правило, высока. В настоящее время названный критерий составляет 5 миллионов евро. Высказываются мнения, что целесообразно увеличить этот порог до 10, даже 25 миллионов евро. В тех случаях, когда реальный объем годовой премии менее утвержденного критерия, страховая компания освобождается от соблюдения всех требований Solvency II в отношении расчета платежеспособности.
Соблюдения принципа целесообразности и прозрачности при осуществлении контроля и надзора. Страховые рынки ЕU отмечают постоянный рост требований предоставления дополнительной информация надзорам, даже не запрашиваемую EIOPA. Это вызывает раздражение у исполнителей. Регулирование рынком должно быть гибким, простым и уместным, отмечает EIOPA.
В 2021 году в Европе запланировано вступление в силу новых требований к финансовой отчетности страховых компаний – IFRS-17. Переход на новые требования потребует от страховщиков таких же усилий, как и внедрение Solvency II. Разработчикам понадобилось около двадцати лет, чтобы найти общий язык при оценке стоимости различных активов и отражении этой стоимости в отчетности. Положительно оценивается тот факт, что внедрение IFRS-17 совпадает по времени с ревизией схожих аспектов Solvency II.
Важно отметить, что требования IFRS-17 будут применяться только к тем страховым компаниям, которые "охотятся" на международных рынках капитала. Остальные компании должны руководствоваться имеющимися требованиями к отчетности.
Что делать страховым рынкам третьих стран? Мне представляется, что будет целесообразно познакомиться с проектами упомянутых документов, дождаться их внедрения в EU и имплементировть в свое законодательство с учетом подхода "на вырост". Зарубежные компании и компании третьих стран могут быть хорошими партнерами в том случае, если они говорят на одном языке и прозрачны друг для друга. И это будет тем более важно в случаях торможения процессов глобализации, вызванного пандемией.