Где и как застраховать имущество именно от военных рисков?
Вообще-то правильнее называть этот страховой продукт, защитой от рисков политического насилья. Т.к. кроме покрытия военных рисков он также включает риски гражданских волнений, бунты, забастовки и терроризм.
До 2022 года приобрести такой страховой полис для защиты имущественных объектов на территории Украины еще было возможно. Но лишь за рубежом и как правило в синдикатах Ллойдс. Тарифы на страхование находились в коридоре от 0,1% до 0,2% от стоимости имущества.
Однако с ростом напряжения на границе Украины, з ноября 2021 года тарифы начали быстро расти, практически удвоились в конце декабря, а затем еще раз удвоились к концу января. По состоянию на февраль 2022 года минимальный размер страхового платежа составлял примерно 120-150 тысяч долларов США, а максимальный размер страхового возмещения был ограничен лимитом 10 млн. долларов. К сожалению, с 24 февраля 2022 года ни одна страховая компания в мире не может страховать имущество на территории Украины от военных рисков. Если позволите аналогию, это воспринимается страховщиками примерно как желания застраховать квартиру от пожара, когда дом уже горит с другого конца. Даже если вы были клиентом страховой компании уже десять лет и ежегодно обновляли полис страхования от рисков политического насилия, в 2022 году обновить действие страховки будет уже невозможно.
Для чего мне тогда разбираться в страховании политического насилия?
Во-первых, мы все понимаем, что с этого года военные риски будут считаться свойственными для территории нашей страны точно также как риски цунами для Японии или торнадо для США. Именно страхование является основным инструментом защиты бизнеса от рисков. Кажется, отношение руководителей корпораций к этому инструменту и его справедливой стоимости также изменились за последние несколько месяцев.
Во-вторых, прогнозирую, что любые будущие инвестиции от международных финансовых институций и фондов обязательно будут содержать требование по страхованию от военных рисков и терроризма. Таким образом любые крупные инфраструктурные или коммерческие проекты будут невозможны без покрытия данных рисков через механизм страхования. Так что, если мы верим в европейское будущее, то должны к нему готовиться.
От каких именно рисков защищает страхование от политического насилия?
Согласно популярного покрытия от Hiscox, застрахованы могут быть такие события: война, террористический акт или диверсия, противоправные действия третьих особ, бунты, забастовки, гражданские волнения, вторжения, вражеские действия иностранного противника, военные действия, независимо от того, была объявлена война или нет, гражданская война, восстания, революции, государственный переворот, заговор или военный переворот.
Важно получить наиболее полный набор рисков, не ограничивая покрытие. Лишь в комплексе всех перечисленных рисков данный договор обеспечивает полноту защиты, несмотря на определения и позицию государства. Иначе есть риск терминологической путаницы, например, когда военные действия называют антитеррористической операцией.
Кроме того, как и в случаях страхования имущества от привычных рисков, есть возможность добавить в покрытие возмещение расходов от перерыва в деятельности. Если имущество пострадало от военных действий, то страховая компания должна будет возместить пострадавшему не только стоимость имущества, но и размер недополученной прибыли и понесенные постоянные затраты во время простоя.
А от каких рисков НЕ защищает такое страхование?
Главное, что нужно понимать, данная страховка предназначена возмещать имущественные повреждения. Любые случаи национализации, экспроприации или утраты контроля над объектом через потери территории не являются имущественным повреждением и не подлежат возмещению.
Когда этот вид страхования вновь будет доступен на территории Украины?
К сожалению завершение боевых действий еще не будет означать, что страховщики готовы вернуться к нам с новыми предложениями. Сперва андеррайтеры должны получить и обработать статистическую информацию про поврежденное имущество, чтобы пересмотреть свои подходы к оценке страхового риска. Кроме того, некоторые украинские корпорации все же имели страховую защиту от рисков войны. Таким образом, вероятнее всего, иностранные страховщики будут ожидать закрытия дел по урегулированию убытков, чтобы точно знать размеры возмещений и оценить убыточность своего портфеля украинских рисков политического насилия.
С другой стороны, любые будущие европейские инвестиции на территорию Украины будут повышать уровень спроса на страхование от военных рисков. И главное, что этот спрос будет исходить со стороны наиболее влиятельных международных институций и фондов. Это, безусловно, будет способствовать более быстрому принятию страховщиками решения про доступность данного страхового продукта украинским компаниям.
Выводы
Если Вы ранее уже имели дело с иностранными кредиторами и финансовыми корпорациями и рассчитываете на "план Маршалла" относительно будущего Украины, то Вы должны быть готвы к тому, что иностранные инвесторы будут озвучивать желание защититься от новой угрозы возможных боевых действий именно через страхование. И скорее всего мы не увидим возврата к тарифам 2020 года, поэтому стоит сразу готовиться к тому, что расходы на страховую защиту будут занимать еще большую часть в структуре расходов компаний, нежели ранее.