Председатель наблюдательного совета страховой компании «НОВА» Игорь Арцимович в интервью «ДЕЛУ» рассказал о том, какие способы используют клиенты для обмана страховых компаний.
– Я часто слышала о том, что клиенты жалуются на страховые компании, что у них трудно выбить страховку при наступлении страхового случая. Легко ли получить деньги у вас?
– Украинские страхователи недостаточно информированы, и это реальная проблема. Если бы я сам не участвовал в подобных переговорах, я бы никогда не поверил, что такое бывает. Люди покупают страховку, например, при кредитовании, но не читают условия договора, и не понимают, что они страхуют и зачем банк их заставляет это делать. Но когда они попали в аварию или у них угнали машину, они быстро вспоминают, что им кто-то что-то должен. Они опять же, не ознакомившись с условиями договора, приходят в страховую компанию и начинают задавать вопросы: «А вот за это вы мне заплатите?» Они думают, что за 4% от стоимости машины можно купить полис от всех рисков. Но так не бывает.
– А за сколько можно получить все?
– Нетрудно посмотреть, какие тарифы в соседнем государстве. Зайти на сайт любой московской компании, там вообще нет тарифа меньше 8%. Если бы страхователь был готов платить, то всем все выплачивали бы, и все было бы замечательно. Ситуации бывают самые разнообразные. И говорить о том, что страховые компании обманывают, неправильно. Ведь бывают совершенно обратные ситуации, когда клиенты обманывают страховые компании.
– Например?
– Например, один клиент передал ключи от машины своему пьяному другу и при всех посадил его за руль. Тот разбил машину, а владелец пытался получить возмещение, что, в принципе, является нарушением не только условий договора, но и законодательства. Другой вариант: когда машину разбивают, а со страховым экспертом или со станцией техобслуживания договариваются о завышении стоимости ущерба, чтобы выбить из страховой компании побольше денег.
– Насколько я знаю, обман клиентов все-таки присутствует …
– Бывают ситуации, когда страховые компании затягивают выплаты. Мне известны такие случаи. Но для нас это вообще недопустимая ситуация. Потому что любой конфликт со страхователем может ударить по имиджу гораздо более серьезно, чем пара тысяч недоплаченных долларов. Наш уровень контроля за выплатами не позволяет менеджерам принимать какие-то решения, которые бы шли не в обоюдных интересах между клиентом и компанией.
– А почему все-таки клиент может не получить страховку?
– То, за что клиент платил, он получит обязательно. Была у нас ситуация с одним страхователем, очень уважаемым в стране человеком, фамилию называть не буду. Он пытался дать менеджеру, занимающемуся урегулированием, деньги, чтобы тот сделал ему акт на определенную сумму, которую он хотел бы получить. А почему? А потому что когда он страховался, у него был выбор из трех вариантов страхования: без франшизы, с низкой франшизой и с высокой франшизой. Он купил именно самый дешевый полис. А когда ему пришлось ремонтировать машину, то франшиза в пару тысяч долларов показалась ему не справедливой. Но он ведь сам настаивал на приобретении максимально дешевого полиса. Наш менеджер пришел к руководителю компании с просьбой: «Помогите урегулировать ситуацию». Пришлось руководителю участвовать в этом процессе.
– В последнее время талантливых страховых менеджеров страховщики-конкуренты друг у друга переманивают. Вы много потеряли людей от этого?
– Движение персонала есть, но угрожающего перехода сотрудников нет. Одно из основных направлений деятельности правления — создание условий лояльности к персоналу как по зарплате, так и по условиям работы. Мы стараемся привлекать талантливых людей и обеспечивать им достойные условия работы, включая возможность обучения, повышения квалификации, взятия ссуды, медицинское обслуживание.
– Господин Суслов в бытность руководителем Госфинуслуг как-то грозил снизить базовый тариф «автогражданки». Как это может повлиять на рынок?
– Если понизят тариф, страховщики сами будут отзывать лицензии. Никто из страховщиков не будет продавать сознательно убыточный полис для физических лиц. ОСГО владельцев транспортных средств сегодня совсем не такое доходное, как иногда пишут. Если исключить юридических лиц, исключить краткосрочные полисы, то мы получим в среднем достаточно нормальную рыночную убыточность. На растущем рынке она доходила до 30%. Тем более что это вид, который обычно характеризуется длительными процессами в урегулировании. Разбирательства в том, кто прав, кто виноват, могут идти и год, и два, и три.
– Мешают ли вам те компании, которые продают дешевые полисы на неделю или две?
– Когда собирались вводить такие полисы, имели в виду как раз владельцев транспортных средств, которые пользуются автомобилем редко. Например, чтобы какой-то дедушка мог купить более дешевый полис. Но дело в том, что наши теоретики плохо читали Карла Маркса. А он писал, что если в законе оставляются лазейки для зарабатывания денег, то всегда найдется капиталист, который немедленно воспользуется этим. Раз способы созданы, то говорить об этике можно в редких случаях. Есть способ заработать — люди им пользуются. Чтобы закон нес нагрузку, которая в него закладывалась идеологически, прежде всего, нужно сделать его обязательным, а потом поставить коррективы в некоторых местах. И, наверное, таким образом мы могли бы получить искомое.